Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Феодосия Габышева: Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 10:50 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (09:00)

Феодосия Габышева: Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа

Председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева выступила на IV Всероссийском съезде учителей сельских школ.

 

Центральными темами IV Всероссийского съезда сельских учителей, который проходит 7-8 ноября 2019 года в Белгороде, стали школы как основной фактор развития сельских территорий, поддержка педагогического сообщества на селе, реализация национального проекта «Образование» и лучшие региональные практики. Съезд организован Министерством просвещения России.

 

Двухдневная работа съезда содержала ряд панельных дискуссий, секций и круглых столов по обсуждению актуальных вопросов повышения качества образования и профессионального уровня педагогических работников сельских образовательных организаций, сохранения малокомплектных школ, мер государственной поддержки, направленных на развитие образования на селе и привлечение молодых педагогов. В частности, была представлена стратегия реализации программы «Земский учитель», отдельная площадка в программе посвящена Российской электронной школе.

 

«Сельские школы – существенная, а в абсолютных цифрах большая часть нашей образовательной системы. Школа на селе и её педагогический коллектив сегодня гарант сохранения и развития сельских территорий. Мы это прекрасно понимаем. И, если вникнуть в суть и структуру национального проекта «Образование», во многом эта работа обращена именно к сельским территориям. Высокоскоростной интернет, оснащение новым оборудованием – очень важные задачи, но первоочерёдная в их числе – поддержка наших педагогов, от них зависит весь образовательный процесс. Я приглашаю к активной дискуссии все регионы страны, и Всероссийский съезд учителей сельских школ – прекрасная площадка, способная обеспечить это взаимодействие», – отметила министр просвещения Ольга Васильева.

 

Феодосия Габышева выступила на панельной дискуссии «Обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами сельских школ, путь к возрождению села». Народный депутат Якутии рассказала о мерах по привлечению педагогических кадров в арктические районы республики.

 

«В начале 2000-х годов к запуску приоритетного национального проекта «Образование» в федеральное министерство нами были внесены предложения по лучшим школам, лучшим учителям, обеспечению автобусами и по одарённым детям. В тот период были реализованы и продолжают работать программы «Строительство образовательных учреждений в сельской местности», «Обеспечение жильем педагогов северных и арктических улусов», «Льготное ипотечное кредитование молодых учителей в возрасте до 35 лет». Далее нацпроект «Образование» был продолжен комплексным проектом модернизации образования и введением федерального государственного образовательного стандарта», - сказала якутский парламентарий.

 

Она напомнила, что 2010 год по инициативе Всероссийского педагогического собрания был инициирован Годом Учителя в России: «Сколько инновационных идей было реализовано тогда в стране! У нас в республике удалось утвердить особые нормативы для малочисленных классов-комплектов, разработать нормативные правовые акты для оформления земельных участков и жилья педагогам, совершенствовать наградную культуру. Был реализован ряд успешных социальных практик: действовал совместный с ЮНЕСКО международный проект «Учителя Арктики»; силами общественности открылись скверы, памятники учителю; ветеранам педагогического труда, уходящим на заслуженный отдых, производилась единовременная выплата в размере 100 тысяч рублей и т.д.».

 

По ее словам, брендом региональной системы образования является педагогическая ярмарка «Сельская школа&Образовательная марка», которая проводится традиционно свыше 10 лет. В 2016 году в Якутске под эгидой ЮНЕСКО провели Ленский образовательный форум «Открытая школа: человек – институт образования». Идеи и проекты масштабного форума открыли новые горизонты для дальнейшего развития, в сентябре 2019 года его логическим продолжением стал Вилюйский образовательный форум.

 

«Безусловно, только комплексный подход как единство социально-психологических, культурно-просветительских и педагогических мер способствует созданию более благоприятных условий и качественному ресурсному обеспечению сельских общеобразовательных организаций. По мере того, как меняется политическая, социально-экономическая ситуация в стране, совершенствуются подходы и к обновлению содержания образования и воспитания», - сказала Феодосия Габышева.

 

На данном этапе, как и по всей стране, в Якутии ведется работа по реализации 10 направлений национального проекта «Образование»: «В ближайшей перспективе возлагаем большие надежды на запуск новой программы «Земский учитель». Отрадно, что в ходе обсуждения, подготовки ее к запуску внесены существенные изменения в первоначальный вариант. Это: заключение договора минимум на 5 лет, возраст до 55 лет».

 

По мнению якутского парламентария, поскольку учителя получат единовременную выплату в размере 1 млн рублей за переезд в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек, программа подходит для всех 13 арктических районов Якутии.

 

«Надеемся, что серьезная финансовая поддержка покупки жилья, выплаты ипотеки, приобретения материалов для строительства дома существенно повлияет на снятие напряжения в вопросах обеспечения педкадрами. Думаю, изменение в возрастном ограничении также позитивно отразится на конечных результатах – в отличие от молодежи люди более старшего возраста реже меняют место жительства. Ведь важно не только привлечь специалиста в педагогическую профессию, но и закрепить на рабочем месте», - подчеркнула Феодосия Габышева.

 

Она рассказала о работе, которая ведется в Якутии по привлечению педагогических кадров. Министерством образования и науки республики разработан ведомственный проект «Учитель Арктики» на 2020-2024 годы. Основные задачи проекта будут достигаться через создание условий для трудоустройства и закрепления квалифицированных педагогических работников в арктических улусах, подготовку востребованных специалистов по педагогическому направлению в рамках целевого обучения, мотивацию школьников для поступления в организации профессионального образования по педагогическим специальностям, создание специальных команд из опытных педагогических кадров.

 

«В рамках данного проекта запланировано подписание соглашений о сотрудничестве между муниципальными образованиями, находящимися в Арктической зоне республики; разработка государственных мер по выплате проездных и подъемных расходов, расходов для улучшения жилищных условий. Для мотивации обучающихся в выборе профессии учителя, педагога совместно с Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова, педагогическими колледжами возобновится деятельность педагогических классов в школах», - отметила якутский депутат.

 

По ее словам, одним из новых форм работы будет направление в арктические школы педагогических команд («педагогический десант») из числа опытных педагогов. Таким образом, к 2024 году рассчитывается достичь увеличения доли выпускников арктических образовательных организаций, поступивших в организации профессионального образования, снижения доли выпускников, не получивших аттестат об основном общем и среднем общем образовании, увеличения количества призеров и победителей международных, российских, республиканских олимпиад, конференций, конкурсов и т.д.

 

«Мы все понимаем, что в условиях обновления ФГОС начального общего и основного общего образования требуется особое внимание к укомплектованности кадрами, уровню их квалификации и непрерывности профессионального развития. Учитывая сложившуюся на сегодня ситуацию, в исключительных случаях через аттестационную комиссию можно было бы содействовать трудоустройству в школе, учреждениях дополнительного образования детей опытных компетентных практиков без специального образования. В частности, это касается и вопроса, находящегося в центре внимания работодателей, – трудоустройства граждан предпенсионного возраста. Далее они могли бы обучиться в центрах непрерывного педагогического образования, центрах опережающей профессиональной подготовки, которые сейчас повсеместно открываются в рамках федерального проекта «Учитель будущего» нацпроекта «Образование», - сказала Феодосия Габышева.

 

Она обратила внимание на разработку новых образовательных программ по подготовке востребованных на данный момент остродефицитных специалистов – многопрофильных учителей и тьюторов в малочисленных сельских школах. Такой адресный подход обусловлен рядом специфических факторов. Учителя малокомплектных школ, не имея специальной подготовки, ведут занятия и по другим предметам, и в вечерних школах. Большинство учителей несет превышающую нормы учебную нагрузку. Вынужденная изоляция, недостаточный уровень Интернет-связи в отдаленных населённых пунктах препятствуют профессиональному и личностному росту педагогов, использованию потенциала электронного образования. Малочисленность учреждений допобразования детей приводит к тому, что всю внеучебную деятельность учащихся проводят сами учителя. Зачастую школа становится центром культурно-массовых и общественно-политических событий села.

 

«Новые образовательные программы для учителей станут также подготовкой к введению таких новых предметов, как «робототехника», «программирование», «теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)», «основы цифровой грамотности», «архитектура искусственного интеллекта», киберспорт и других, которые могут появиться в школах уже в 2030 году», - считает якутский парламентарий.

 

Она подчеркнула, что в плане подготовки кадров заслуживает внимания и новая формула ориентированного на регионы распределения бюджетных мест в вузах, которая в скором времени будет представлена Министерством науки высшего образования РФ на общественное обсуждение. Она ориентирована на доступность качественного высшего образования для тех, кто после окончания вуза будет работать в своем регионе.

 

Второе, на что обратила внимание народный депутат Якутии, – установление единых минимальных базовых ставок и окладов для учителей: «Как свыше 10 лет назад была отменена единая тарифная сетка, в регионах наблюдается большой разброс в окладах. В этом плане с волнением и надеждой ждем введения новой системы мотивации педагогов, которая должна существенно влиять на заработную плату. Известно, что для тестирования данной системы с наступающего года будут определены пилотные регионы».

 

«Третье – определение юридического статуса малокомплектной образовательной организации. В действующем законе это относится к полномочиям субъектов. Для совершенствования правового регулирования деятельности малокомплектных школ предлагаем внести в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» изменение об определении их статуса с учетом количества воспитанников/обучающихся, труднодоступности или удаленности. При этом следует уточнить понятие «труднодоступность» с учетом расположения организации в местности без регулярного автобусного сообщения, непроходимости дорог в отдельные периоды времени», - сказала Феодосия Габышева.

 

Она напомнила, что в сентябре премьер-министром Дмитрием Медведевым подписано поручение об упразднении с 1 января 2020 года всех действующих актов СССР и РСФСР: «Так что перед органами законодательной власти предстоит большая работа. Сейчас наш профильный комитет работает над внесением в республиканский закон «Об образовании» изменений в части языков обучения, целевой подготовки кадров, трудового воспитания. Изменения планируем внести и в республиканский закон «Об учителе». Агропрофилированные школы дорабатывают положение об экспертной комиссии министерства и т.д.».

 

По ее мнению, в этом плане интерес вызывает законопроект Ульяновской области о статусе педагогических работников. «Коллеги предлагают узаконить новые категории: «педагог-наставник», «педагог-методист», «педагог-исследователь»; ввести клятву педработника и нагрудный знак; предусмотреть систему грантов в виде субсидий на стажировки и дополнительные гарантии по оплате проезда к месту оздоровления и обратно. Следует отметить, что ряд предлагаемых мер в той или иной степени действует в регионах в рамках государственных программ, проектов. Тем не менее, работа Правительства Ульяновской области заслуживает благодарности всего профессионального сообщества», - сказала Феодосия Габышева.

 

На своей странице в Instagram она написала: «Сельская школа занимает особое положение в жизни села. Это гораздо больше, чем просто школа. 7-8 ноября в городе Белгород Белгородской области прошёл IV съезд учителей сельских школ «Сельская школа как фактор развития сельских территорий». В значимом мероприятии приняли участие свыше 450 педагогов из 55 субъектов РФ. В рамках съезда прошло очень содержательное и продуктивное обсуждение проблем и перспектив развития сельской школы».

 

Она отмечает, что за два насыщенных дня работа велась по самым актуальным вопросам: законодательные инициативы в сфере общего образования, критерии сохранения малокомплектных сельских школ, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами сельских школ и т.д. Большой интерес был вызван работой крупных площадок, первая – по организационному обеспечению и информационной поддержке федерального проекта «Земский учитель»; вторая – по вопросам цифровизации сельской школы. Параллельно были проведены круглые столы по мерам поддержки школ с низкими образовательными результатами и по стратегии реализации программы «Земский учитель».

 

«Делегация нашей республики была одной из самых активных и многочисленных, наши коллеги были представлены во всех панельных дискуссиях и секциях. На пленарном заседании съезда от имени сельских педагогов республики выступил Николай Лукич Никифоров, директор Россолодинской школы Мегино-Кангаласского района, который ярко и содержательно представил опыт сельских школ республики и вызвал бурный отклик участников съезда. Всероссийский съезд стал замечательной площадкой для обсуждения всех актуальных вопросов сельских школ и для эффективного взаимодействия всех заинтересованных за судьбу сельского педагога», - написала Феодосия Габышева.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

 

Опубликовано: 11 ноября, 2019 - 14:51
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице