Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Игорь Никитин: «Саханефтегазсбыт» - стабильная и социально ответственная компания» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
6 мая 2024 года, 10:35 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (09:00)

Игорь Никитин: «Саханефтегазсбыт» - стабильная и социально ответственная компания»

«Саханефтегазсбыт» -- крупнейший поставщик нефтепродуктов для нужд республики. Акционерное общество со стопроцентным государственным участием в первую очередь стремится к тому, чтобы во всех уголках Якутии нефтепродукты надлежащего качества были доступны для населения круглогодично и бесперебойно.
 
О текущем состоянии дел компании и многом другом рассказал генеральный директор Акционерного Общества, народный депутат республики Игорь Никитин.
 
Прибыль и стабильность
 
 - Прежде всего, отмечу, что на протяжении десяти лет общество остается стабильным и прибыльным, - уверенно заявил Игорь Юрьевич.  – Ежегодно компания выплачивает только налоговых платежей на миллиард и более рублей.
 
- Игорь Юрьевич, какое количество нефтепродуктов было реализовано «Саханефтегазсбытом» в 2016 году, и каков план реализации на этот год?
 
- По итогам 2016 года через торговую сеть общества реализовано 127,6 тысяч тонн нефтепродуктов. Выполнение плана по оптовой реализации превысило стопроцентный  показатель. По плану на этот год мы должны реализовать 192,6  тысяч тонн, в том числе 137,5  тысяч через розничную сеть и 55,1 – оптом.
 
Ценообразование, как оно есть
 
- Напрашивается вопрос, если компания завозит нефтепродукты в навигацию, оставляет на хранение, почему происходит их удорожание зимой?
 
- Дело в том, что в структуре себестоимости имеется такая составляющая, как банковские проценты. Пока топливо находится на депонации, происходит обслуживание процентов по кредитам. Соответственно, стоимость хранящихся нефтепродуктов изменяется. Согласитесь, есть разница, один месяц топливо хранится или один год? Вот и происходит удорожание.
 
Вообще мы поднимаем цены на 1-2% трижды в год. Несмотря на то, что нет никаких нормативных требований на предмет ценообразования, Глава республики Егор Борисов поручил разработать четкий прозрачный порядок. Мы его разработали, утвердили на уровне Совета директоров и считаем, что он достаточно объективен.
 
В начале года изменение связано с повышением тарифов на электричество, водоотведение, поправками в налоговое законодательство, изменением законодательства по содержанию имущества и т.д. Перед навигацией, цены изменяются во второй раз, в связи с получением договоров на поставку нефтепродуктов. В третий раз изменение цены происходит 1 октября или 1 ноября, и связано оно с получением счетов от речных и железнодорожных перевозчиков за транспортировку, а также итоговых счетов за весь навигационный период.
 
- Из чего же складывается цена реализации нефтепродуктов?
 
- Прежде всего, это отпускная цена завода-изготовителя (71 %). Во-вторых, расходы по приему, хранению, отпуску нефтепродуктов на перевалочных нефтебазах и доставка по железной дороге, водным и автомобильным транспортом.  (7%) .
 
 В-третьих, снабженческо-сбытовая и торговая надбавки АО «Саханефтегазсбыт» (7%). Данная надбавка ежегодно утверждается Госкомцен-РЭК РС (Я) и идет на содержание 25 филиалов нефтебаз, на заработную плату, налоги, аренду и т.д. Процент снабженческо-сбытовой надбавки устанавливается один раз в год, и за его обоснованностью следит ФАС.  Наконец, важная составляющая цены - проценты за банковский кредит (15%).
 
Спорные моменты
 
- Ваша организация хранит и перерабатывает большие объемы топлива. Случаются ли недостачи, хищения, и по какой причине?
 
- Мы постоянно находимся в спорном состоянии с перевозчиками по поводу потерь и хищения в процессе перевозки нефтепродуктов. Однако, чтобы выявить каждый случай, необходима цепочка действий, утвержденная нормативными документами. Например, это инструкция по приемке товара,  либо инструкция о порядке приема и хранения нефтепродуктов. С нашей точки зрения, перевозчик пытается эту цепочку разорвать.
 
- Каким образом?
 
- К примеру, информируя о том, что персонал «не готов технически» для определения массы в резервуарах танкера, или о том, что перевозка будет осуществляться исключительно по судовым замерам. В свою очередь, мы не требуем приемки исключительно по береговым резервуарам, но настаиваем, что каждый из этих случаев должен быть спорный. И споры эти можно решать всю зиму в арбитражных судах, поскольку в короткие сроки навигации не должен страдать процесс доставки нефтепродуктов. В первую очередь,  необходимо их доставить, в том числе по линии северного завоза, а уже затем через суд добиваться восстановления нарушенных перевозчиком прав. Это наша позиция.
 
- Существуют ли какие-либо нормы убыли при перевозке?
 
- Да, норма естественной убыли при перевозке составляет 0,05%.
 
- Можете прокомментировать майскую публикацию одного из местных сайтов, в которой вина капитана танкера «Ленанефть-2013», по халатности ухудшившего качество более тысячи тонн перевозимого топлива, вменяется Вам и генеральному директору ЛОРПа?
 
-  Все обозначенные  «выводы»  в статье, что называется, притянуты за уши. Если говорить о данном случае с танкером «Ленанефть-2013», то «Саханефтегазсбыт» никаких убытков не понес, так как компания-перевозчик  произвела поставку нефтепродуктов надлежащего качества в таком же объеме .
 
- Традиционно охраной и соблюдением правопорядка на нефтебазах занималось МВД.  А кто их сейчас охраняет?
 
- Дело в том, что тарифы вневедомственной охраны МВД в разы превышали тарифы частных охранных организаций. Доходило до того, что в счета, выставляемые нам МВД, включались пункты «за выслугу лет сотрудников». При этом подход к охране нефтебаз у сотрудников ОВО, мягко говоря, вызывал ряд нареканий. Поэтому мы и обратились к ЧОПам. Теперь охранники производят  обходы территорий, забираются на бензовозы, проверяют пломбы, задвижки, а при необходимости участвуют как независимые  представители при решении спорных вопросов. Иначе говоря, мы оптимизировали и расширили функции охраны, и при этом почти в три раза сократили затраты. Сейчас на всех крупных нефтебазах у нас стоят ЧОПы и претензий к ним нет.
 
Основные  направления  капвложений
 
- Игорь Юрьевич, назовите основные направления капитальных вложений в  2017  году?
 
- Вот уже несколько лет мы занимаемся строительством нефтебазового  комплекса в поселке Нижний Бестях. Его ввод в эксплуатацию повлияет на схему завоза и оборачиваемость нефтепродуктов. Так, центральную группу районов мы сможем обеспечивать практически круглогодично.  В этом году мы планируем завершить строительство этого комплекса. Конечно, мы ждем принятия этого участка железной дороги в собственность РЖД. В данном случае, появится сквозной тариф, который приведет к существенному сокращению транспортных расходов.
 
По итогам разработки стратегии развития АО «Саханефтегазсбыт» на 2017-2022 годы, принят протокол Экономического совета при Правительстве РС (Я), и, в рамках протокола, мы направили свои предложения в министерства и ведомства - ждем решения. Это может быть увеличение доли уставного капитала, снижение баланса заемных средств, увеличение собственных оборотных средств, а также предоставление кредита из бюджета республики, который менее затратен, в отличие от коммерческих. Иначе говоря, механизмов для поддержки компании можно изыскать достаточно.
 
Если брать ближайшие задачи стратегии, то это опять же завершение строительства нефтебазового комплекса в поселке Нижний Бестях и расширение емкостного парка Ленской нефтебазы для обеспечения нужд подрядчиков, работающих на газопроводе «Сила Сибири».
 
Кроме того, ежегодно мы направляем внушительные инвестиции в совершенствование систем учета нефтепродуктов. Также инвестировали средства в пункт отбора  нефти в Олекминске, ведь система ЖКХ республики потребляет нефть. Временный нефтепровод Талакан-Витим был ликвидирован, и нам пришлось в кратчайшие сроки по поручению руководства республики провести работу по обеспечению энергетической безопасности  республики. Пункт, построенный нами в Олекминске, уже шесть лет обеспечивает часть потребности ЖКХ в нефтяном котельном топливе. Также одна из возможных задач этого пункта – получение нефти для нефтеперерабатывающего завода. На сегодняшний день мы имеем прямое поручение Главы республики проработать вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода.
 
- В чем камень преткновения в вопросе строительства нефтеперерабатывающего завода республики? Ведь это собственный недорогой бензин и солярка, рабочие места, и масса других перспектив.
 
- Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Если рассматривать строительство большого капитального завода с высокой глубиной переработки, то инвестиции в его строительство составят сотни миллиардов рублей. Нет, вы не ослышались – сотни миллиардов! В то же время республика - автотранспортные предприятия, авиация, речной флот и население - потребляют все виды  нефтепродуктов порядка одного миллиона тонн в год. Стало быть, строительство завода производительностью 100—200 тысяч тонн не решит потребности Якутии. Другой момент – наличие большого объема вторичного сырья - нужно  строить объекты для его переработки, например, по производству битума, мазута, пластика, асфальта, рубероида и т.д. Когда этот комплекс задач будет решен в проекте, тогда и можем приступать к строительству завода. Именно в таком ключе Егор Борисов буквально на днях и дал поручение компании «Саханефтегазсбыт» -  разработать концептуальный подход и оценить проект в денежном отношении. На сегодняшний день мы находимся в стадии согласования технического задания для разработки не столько единственного НПЗ, сколько производственного комплекса для стопроцентной переработки нефти. Как только отработаем прогнозное технико-экономическое обоснование с научно-исследовательскими институтами, направим его руководству республики.
 
Наследие советских времен
 
- Игорь Юрьевич, насколько изношен резервуарный парк 25 филиалов - нефтебаз? В достаточной ли мере финансируется их реконструкция?
 
- Основной объем резервуарного парка «Саханефтегазсбыта» – наследие советских времен, и общий его износ 70%. С тех пор кардинально изменилась масса требований к ведению нефтебазового хозяйства, и мы приводим его в соответствие с новыми требованиями. Финансирование на поддержание парка в рабочем состоянии осуществляется на сто процентов.
Отмечу, что еще десять лет назад система направления средств на восстановление выглядела как отчисления из бюджета в сумме 75 миллионов рублей в год на все 25 филиалов - нефтебаз. Разумеется, этих средств не хватало. Тогда мы пришли к необходимости оптимизации и начали процесс передачи филиалов в собственность АО «Саханефтегазсбыт». Получив имущественный комплекс в собственность, мы смогли корректно отразить его стоимость и объем амортизационных отчислений. В первые же годы после передачи филиалов, сумма для поддержания филиалов в рабочем состоянии выросла практически в четыре раза.
 
Тарированные нефтепродукты – в каждый наслег!
 
- Планирует ли общество расширить сеть АЗС и КАЗС в районах?
 
- Это нецелесообразно, так как строительство АЗС в каждом наслеге потребует значительных денег, а сами АЗС окажутся убыточными. Кроме того, строительство АЗС и КАЗС не решило бы проблему обеспечения отдаленных наслегов топливом ввиду отсутствия их транспортной доступности.
 
Тем не менее, в рамках инвестиционной программы мы прошли большой путь по строительству АЗС и  КАЗС во всех населенных пунктах  республики, где уровень доходов и расходов данных станций позволяет находиться в зоне нулевой рентабельности. Чтобы решить проблему с топливом в  труднодоступных населенных пунктах, в конце 2015 года мы ввели в эксплуатацию линию по розливу тарированных нефтепродуктов на   Якутской нефтебазе. Эта уникальная, единственная в мире линия, позволяющая обеспечить розлив взрывоопасных нефтепродуктов, обошлась  нам в 180 миллионов рублей.
 
Полноценные канистры (тары) из специального материала с добавлением антистатического компаунда, также производятся на Якутской нефтебазе. Для потребителя стоимость канистры включена только при первичной покупке. В дальнейшем, он обменивает пустую канистру на полную и платит только за топливо.
 
Таким образом, мы можем круглогодично поставлять в любой отдаленный наслег необходимый объем  топлива.
 
К слову, только в минувшую зиму из Якутской нефтебазы  автомобильным транспортом было доставлено более тысячи тонн тарированных нефтепродуктов  труднодоступные населенные пункты.
 
Сейчас мы готовимся к реализации второй части этого проекта, а именно – установке дозирующих устройств в тех районах, где показана максимальная реализация тарированных нефтепродуктов. Таким образом, по мере насыщения потребителей оборотной тарой (канистрами), повторная ее заправка будет производиться на районных нефтебазах. Тогда не будет необходимости каждый раз возить топливо только из Якутской нефтебазы. Это позволит заметно сократить транспортные издержки.
 
 
Депутатская работа
 
- Игорь Юрьевич, еще до избрания народным депутатом вы одним из первых активно занимались установкой детских и спортивных площадок на территории Набережного округа. Намерены ли  Вы в дальнейшем продолжать  эту работу в том же духе?
 
- Да, эта работа носит системный и  плановый характер, поддержка  детей является одним из главных направлений моей работы, как депутата Набережного округа. За три года в комплексе построено более 20 детских и спортивных площадок. При этом мы оставляем за собой контроль за их состоянием - проводим ежегодную ревизию и, при необходимости, ремонтируем.  В этом году будут введены в строй ещё четыре площадки, все финансовые расходы - за счет внебюджетных средств. Раз я обещал своим избирателям проводить такую работу – значит надо ее выполнять.
 
Алексей РУДЫХ
 
Справка «ЭС»:
 
Акционерное общество «Саханефтегазсбыт» создано с целью обеспечения потребителей нефтепродуктами и услугами, связанными с нефтепродуктообеспечением, на основании Постановления Правительства РС (Я) №455 от 30 августа 2000 года. Учредителем является Министерство имущественных и земельных отношений РС (Я).
 
Это единственное предприятие в республике, которое имеет большой емкостной парк. Всего в структуру компании входят 25 филиалов-нефтебаз. Наличие инфраструктуры, охватывающей 25 муниципальных районов Якутии, позволяет надежно обеспечивать потребности населения и хозяйствующих субъектов нефтепродуктами. Компания успешно занимается оптовой и розничной реализацией нефтепродуктов, а также предоставляет услуги складских операций по приему и хранению ГСМ. На сегодняшний день АО «Саханефтегазсбыт»  - ведущее предприятие Якутии в этой сфере деятельности. 
Опубликовано: 6 июля, 2017 - 16:10
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице