Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Нюргуяна Захарова: Доходы сельских поселений должны стать ресурсом для развития | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 14:27 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (09:00)

Нюргуяна Захарова: Доходы сельских поселений должны стать ресурсом для развития

Одним из важнейших направлений работы парламента Якутии является развитие местного самоуправления как первого эшелона власти, решающего насущные проблемы. При этом Госсобранию необходимо оказывать методическую помощь при реализации законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления, а также уделить особое внимание правоприменительной практике и сложностям, с которыми сталкиваются региональные законы.

 

По итогам первых рабочих поездок в районы республики спикер парламента Якутии Петр Гоголев поручил постоянному комитету Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации провести анализ финансирования вопросов местного значения, поскольку эта тема для муниципалитетов стоит наиболее остро.

 

Таким образом, на примере четырех сельских поселений республики – Тебюляхского национального наслега Момского района (глава - Соркомов Г.П.), Кангаласского 2-го наслега Среднеколымского района (глава - Гуляев Ю.А.), Жохсогонского наслега Таттинского района (глава - Захаров П.Е.) и Едейского наслега Намского района (глава - Ядреев С.В.), отобранных по принципу численности населения – был проведен анализ финансирования полномочий.

 

О результатах рассказала руководитель рабочей группы, народный депутат республики, заместитель председателя комитета Ил Тумэна по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Нюргуяна Захарова.

 

«Хотелось бы подробно разобрать формирование бюджета муниципальных образований, в качестве примера были взяты четыре наслега. Два сельских поселения были отобраны среди арктических, северных районов и два – из центральной части республики. Учитывая критерий численности рассматривались населенные пункты с населением до 200, от 200 до 500, от 500 до 1000, и более 1000 человек», - сообщила народный депутат республики.

 

Рабочая группа активно работала в течение месяца и представила итоги анализа на круглом столе в рамках VIII съезда Совета муниципальных образований Якутии, получив множество положительных отзывов и предложений от муниципалитетов.

 

Отметим, что сегодня прямых полномочий органов местного самоуправления сельских поселений – 13. Они установлены 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, отдельным региональным законом за сельскими поселениями закреплены 25 дополнительных полномочий. Руководители на местах говорят о том, что многие из них финансируются не в полном объеме, либо остаются декларированными только формально, поскольку средств не хватает.

 

Средств на финансирование местных полномочий действительно не хватает, говорит Нюргуяна Захарова. Парламентарий в свое время работала председателем Контрольно-счетной палаты и заместителем главы по экономическому развитию и финансам в районной администрации и не понаслышке знает, насколько актуален вопрос.

 

Самую существенную долю в доходах сельских бюджетов занимает дотация из госбюджета республики на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Эта доля в проанализированных поселениях составила от 77 до 85%. Второй источник доходов для наслегов – собственные налоговые и неналоговые поступления. В рассматриваемых поселениях собственные доходы составили от 5 до 8%. Кроме того, из госбюджета республики и бюджетов муниципальных районов наслегам предоставляются целевые субсидии и прочие межбюджетные трансферты.

 

Как сообщила парламентарий, был проведен анализ минимальных финансовых затрат, который показал низкую бюджетную обеспеченность вопросов местного значения для выполнения полномочий.

 

Сильнее всего недофинансирование ощущается в вопросах, касающихся утверждения правил благоустройства территории поселения, осуществления контроля за их соблюдением, организации благоустройства территории. Так, по положенному нормативу в 25 рублей на одного жителя в Тебюляхском наслеге в год выделяется 7 тысяч рублей, а для Едейского наслега с населением в более тысячи человек в год выходит 44 тысячи рублей. На эти средства поселковая администрация должна построить и содержать общественные туалеты, заниматься озеленением, проводить саночистку, устанавливать и содержать урны, мусорные контейнеры и пр.

 

На полномочие по содействию в развитии сельскохозяйственного производства, созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства минимальный финансовый норматив при расчёте бюджетных дотаций исполнительным органом не установлен. А ведь вопросы поддержки сельского хозяйства и предпринимательства – самые актуальные на селе, поскольку производство товаров и услуг имеет мультипликативный эффект: от создания рабочих мест до поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет.

 

Такая же ситуация складывается в сфере переданных полномочий. К примеру, норматив на дорожную деятельность установлен в размере 712 рублей на 1 жителя. Для поселений северных и арктических территорий с учетом коэффициента 1,2 годовая сумма составляет 235 тысяч рублей для Тебюляхского наслега и 572 тыс. рублей для Кангаласского 2-го наслега. Для более крупных поселений – 960 тыс. рублей в год для Жохсогонского наслега и 1,2 млн. рублей для Едейского наслега. На эти средства в течение года должны быть выполнены работы по очистке дорог от снега, содержаться мосты и переходы, автобусные остановки, тротуары и освещение улиц, ряд других мероприятий.

 

К вопросам местного значения поселений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Однако, в связи с отсутствием механизма на уровне РС (Я) реализации вопроса местного значения в части обеспечения жилыми помещениями малообеспеченных граждан минимальные финансовые затраты не учтены при определении общего объема фонда финансовой поддержки муниципальных образований. При этом, надзорные органы требуют исполнения данных полномочий.

 

Строительство является основным фактором развития села. Можно сказать, поселения попали в ситуацию нормативно-правовой коллизии, поскольку для получения финансовой поддержки сельских проектов развития через госпрограммы или получение грантов требуется софинансирование, которого в расчете дотаций для поселения не предусмотрено. Отсутствие инвестиционной составляющей в составе финансовых нормативов ограничивает активность поселений в реализации проектов по улучшению жизни на селе. Получается, что полномочия, определенные 131-ФЗ, не могут быть исполнены поселениями в полном объеме, говорит Нюргуяна Захарова.

 

«Дотации из госбюджета нацелены на решение вопросов местного значения. В республике действует методика расчета финансирования местных полномочий, утвержденная законом от 26 декабря 2007 года № 1091-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений». При определении фонда финансовой поддержки рассчитываются нормативные затраты поселений, которые складываются из следующих составляющих: ФОТ, расходы на оплату коммунальных услуг, минимальные финансовые затраты по вопросам местного значения и прочие расходные обязательства. Последний раз изменения были внесены в 2012 году. Тогда курс доллара был совсем другой, чем сегодня, а нормативы остались на прежнем уровне Индекс-дефлятор, применяемый при расчете минимальных финансовых затрат, не сопоставим с ростом цен на топливо, других товаров и услуг», - отмечает парламентарий.

 

Поэтому сегодня, по ее словам, в первую очередь, предлагается переработать и скорректировать действующие нормативы минимальных финансовых затрат с учетом реальной экономической ситуации. Оставить за основу расчета расходов три вида затрат: фонд оплаты труда, коммунальные расходы и минимальные финансовые затраты. Внести изменения в федеральные нормативно-правовые акты, чтобы собственные доходы бюджета сельских поселений стали ресурсом для развития сельских территорий. Сэкономленные путем внедрения энергосберегающих технологий бюджетные средства не должны учитываться при расчете дотации. Так у глав появится стимул.

 

«Вопрос финансирования полномочий сельских поселений рассматривался парламентом республики и ранее, но с развитием института местного самоуправления, он не теряет своей актуальности. Сегодня население все чаще хочет принимать участие в решении вопросов местного значения, кроме того, регулярно обновляется состав глав, появляются молодые кадры. Нельзя забывать, что население республики сосредоточено в поселениях», - отметила в заключение важность направления работы Нюргуяна Захарова.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 10 апреля, 2019 - 19:16
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице