Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Представители крестьянских, фермерских хозяйств и кооперативов республики озвучили актуальные вопросы | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 14:39 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (09:00)

Представители крестьянских, фермерских хозяйств и кооперативов республики озвучили актуальные вопросы

Постоянный комитет Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии по селу и аграрной политике под руководством Андрея Находкина провел круглый стол на тему «О роли сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств в развитии сельского хозяйства республики».

 

В обсуждении актуальной темы приняли участие заместитель председателя правительства РС(Я) Денис Белозеров, министр сельского хозяйства РС(Я) Александр Атласов, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов РС(Я) Александр Артемьев, народные депутаты РС(Я), представители исполнительных органов государственной власти республики, представители муниципальных образований и сельскохозяйственных организаций, главы крестьянских и фермерских хозяйств.

 

Открывая мероприятие, председатель профильного комитета парламента Андрей Находкин отметил, что проблем у представителей крестьянских, фермерских хозяйств и кооперативов хватает, включая тянущийся годами вопрос о повышении субсидии на закупку молока, а также касающихся пенсионного стажа, налогообложений, отчетностей, внедрения единой федеральной информационной системы «Меркурий». Он заверил, что все озвученные участниками круглого стола вопросы и предложения отразятся в рекомендациях и будут учтены в работе по развитию сельского хозяйства республики.

 

Глава Минсельхоза Якутии Александр Атласов сообщил, что 105 из 190 сельхозорганизаций являются производственными кооперативами, где трудятся почти 2 тысячи человек. Министр подчеркнул, что именно за счет потребительской и производственной кооперации граждан, получивших свои паи после ликвидации совхозов, за последние четверть века не было заброшено ни одно якутское село, а доля сельского населения в Якутии за весь постсоветский период остается гораздо более высокой, чем в среднем по России и Дальневосточному федеральному округу. Для сохранения и развития благополучной тенденции министр предложил, в первую очередь, навести порядок в землепользовании.

 

«По состоянию на 1 января 2018 года из находящихся в обороте 724 тыс. га в пользовании граждан закреплено 52%, фермеров – 16%, производственных кооперативов – 18%. Вместе с тем из общей площади земель, используемых личными подсобными хозяйствами граждан, всего лишь 27% оформлено в личную собственность. По фермерам данный показатель еще ниже – 18%. Статус аренды имеется у 41% земель, используемых гражданами и у 27% земель, используемых фермерами», - привел данные Александр Атласов.

 

По его словам, данный круг землепользователей является, по сути, заложником политики органов местного самоуправления поселений, что периодически усугубляется выборными процессами. В целом низкая доля собственников земель в лице самих сельхозтоваропроизводителей привела к тому, что пашня используется на 55%, сенокосные угодья – на 60%. Эти цифры наглядно показывают, что большинство землепользователей не заинтересовано осуществлять долгосрочные инвестиции на повышение продуктивности сельхозугодий.

 

«Ситуацию усугубляет то, что из общей площади сельхозугодий всего лишь 54% являются землями сельхозназначения. Еще 35% относится к землям запаса, 6% – к землям лесного фонда, почти 4,5% – к землям населенных пунктов. Тенденция снижения поголовья КРС у личных подсобных хозяйств населения никак не увязывается с процессами перераспределения земель, а без этого невозможно сформировать кормовую базу для тех хозяйств, которые хотят увеличивать поголовье, в том числе за счет выкупа КРС у ЛПХ граждан. Поэтому при разработке новой редакции госпрограммы развития сельского хозяйства мы должны предусмотреть комплекс тех мероприятий, которые будут стимулировать консолидацию земель у эффективных собственников, прежде всего за счет поддержки кооперации и укрупнения действующих хозяйств», - сказал министр.

 

Александр Атласов призвал всех участников круглого стола внести предложения по коренному пересмотру действующих механизмов господдержки отрасли для выработки совершенно новой структуры госпрограммы с обновленным перечнем целевых индикаторов.

 

В части новых механизмов поддержки фермерства и кооперации было отмечено участие Якутии в реализации федерального проекта «Система поддержки фермеров и сельской кооперации», где запланировано привлечение из федерального бюджета порядка 1 млрд. рублей, в том числе 110 млн. рублей в этом году.

 

«В целом за 6 лет должно быть поддержано создание 80 новых потребкооперативов с вовлечением более 3 тысяч новых членов, а также 168 крестьянских хозяйств по грантам «Агростартап» с созданием 336 новых рабочих мест. На сегодня федеральный порядок находится на стадии согласования, нами ведется работа по снижению уровня критерия по созданию постоянных рабочих мест грантополучателями. С учетом этого будет заново пересмотрена республиканская подпрограмма развития кооперации, объем финансового обеспечения которой снижался в последние годы», - сказал министр.

 

С учетом негативного опыта снижения объемов поддержки по отдельным регионам, в том числе по Якутии, Минсельхоз России с 2020 года прекращает практику доведения единой субсидии до субъектов России и сейчас собирает предложения по регионализации субсидий из федерального бюджета. Именно из-за введения единой субсидии был значительно сокращен лимит финансирования грантовой поддержки начинающих и семейных фермеров от 493 млн. рублей в 2016 году до 67 млн. рублей в 2017 году. В прошлом году были поддержаны только начинающие фермеры на 160 млн. рублей, на этот год запланирована поддержка семейных фермеров на 152 млн. рублей.

 

В ходе обсуждения роли сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств в развитии сельского хозяйства республики участники круглого стола подняли вопросы землепользования, укрепления материально-технической базы хозяйств, субсидирования затрат на коммунальные услуги, ГСМ, удорожания закупочной цены молока, зарплаты сельхозработников, ветеринарных услуг и т.д.

 

Особое внимание в вопросах представителей улусов и районов было уделено внедряемой федеральной государственной информационной системе «Меркурий». Напомним, что в Якутии оформление ветеринарных сопроводительных документов в ФГИС ветеринарной службой республики начато с 2015 года, с 1 июля 2018 года эта работа стала обязательной.

 

Для работы в данной системе каждый хозяйствующих субъект, занимающийся оборотом продукции животного происхождения, должен получить логин и пароль. Для этого необходимо обратиться к главным государственным ветеринарным инспекторам на местах, в управление ветеринарии района или в Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия).

 

При оформлении ветеринарного сопроводительного документа хозяйствующий субъект по своему логину и паролю входит в «Меркурий.ХС» (на сайте Россельхознадзора во вкладке «Ветис», «Меркурий») и оформляет заявку на получение ветеринарного сопроводительного документа. Далее ветеринарный специалист при положительном решении в электронной форме оформляет ветеринарный сопроводительный документ.

 

На данный момент в системе зарегистрировано 18311 хозяйствующих субъектов, из них 11290 составляют личные подсобные хозяйства (62%). Из зарегистрированных в системе получили логин и пароль 18138 хозяйствующих субъектов (99%), из них 11210 составляют ЛПХ. Из получивших логин и пароль работают в системе 9245 (51%), из них 4696 составляют ЛПХ.

 

На вопрос о порядке оформления ветеринарного сопроводительного документа на сырое молоко было дано разъяснение, что ветеринарная служба ежемесячно на каждое физическое лицо оформляет ветеринарную справку, подтверждающую безопасность сырого молока. В справке указывается объем молока, который планируется получить в течение месяца, результаты лабораторных исследований по всем показателям безопасности, указанным в техрегламентах, а также сведения о здоровье поголовья животных, от которых данное молоко было получено. Далее, на основании справки, каждое физическое лицо ежедневно в ФГИС «Меркурий» при перемещении сырого молока должно оформить ветеринарный сопроводительный документ.

 

Также было отмечено, что согласно требованиям техрегламентов, уровни содержания опасных веществ, микроорганизмов и соматических клеток в сыром молоке не должны превышать допустимые нормы по массовой доле жира, белка, сухих обезжиренных веществ, вкусу, цвету, содержанию микроорганизмов, антибиотиков, токсичных элементов, пестицидов и т.д.

 

Указанные показатели согласно прейскуранту цен на платные ветеринарные услуги в среднем составляют 9176 рублей. Соответственно, каждое физическое лицо ежемесячно, независимо от количества поголовья, должно оплачивать данную сумму за лабораторные услуги. Однако департаментом ветеринарии республики с учетом особенности ведения сельского хозяйства в Якутии были утверждены две схемы оценки соответствия сырого молока с разбивкой показателей технических регламентов. Схема №1 – для сдатчиков сырого молока, куда входят физико-химические и микробиологические показатели (показатели, которые зависят конкретно от чистоты, от здоровья животного, добросовестности физического лица). Схема №2 – для приемщиков сырого молока, куда входят показатели, напрямую зависящие от корма животного, так как на местах пастбище и водопой осуществляется на одном месте. Было отмечено, что по данным схемам на сдатчиков молока в среднем выходит 1492 рубля в месяц и для приемщиков 7684 рубля в три месяца.

 

В ходе круглого стола представители СХПК, фермерских, крестьянских хозяйств высказали единое мнение о недостаточной осведомленности населения о работе самой системы, о проблемах и трудностях ее использования в условиях информационно-цифрового неравенства, отсутствия интернета, периодических перебоев электроэнергии, особенно в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах. Исходя из этого, они рекомендовали Департаменту ветеринарии РС(Я) усилить информационно-консультационную работу среди населения и местных сельхозтоваропроизводителей по разъяснению требований, механизмов действия ФГИС «Меркурий».

 

Руководитель управления сельского хозяйства Мегино-Кангаласского улуса Иннокентий Семенов выступил с уточняющим вопросом-предложением: «Смогут ли наслега разрабатывать локальные программы и выделять средства из местного бюджета на развитие сельского хозяйства»? В связи с этим он предложил увеличить долю НДФЛ в сельский бюджет до 15%, тем самым создать условия для развития малого среднего предпринимательства.

 

Директор Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства им. М.Г. Сафронова Айаал Степанов отметил, что вопрос развития сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств в республике необходимо рассматривать с точки зрения стратегии развития села, сельского хозяйства, фермерского движения. Для этого необходимо решить земельный вопрос, расширить полномочия недавно созданных служб земледелия в отношении сельхозтоваропроизводителей.

 

«Необходимо увеличивать объемы производства. Чем больше поголовье, тем больше сельхозугодий. Эти вопросы должны решаться комплексно», - сказал Айаал Степанов.

 

Вице-спикер Ил Тумэна Антонина Григорьева рекомендовала правительству республики скрупулезно отработать вопрос по разработке госпрограммы по развитию села до 2025 года с федеральным центром. «Я бы просила особенно обратить внимание на социальный блок программы», - подчеркнула парламентарий, обращаясь к зампреду правительства Денису Белозерову.

 

Председатель постоянного комитета парламента по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Яков Ефимов рекомендовал усилить мелиоративные работы. Председатель постоянного комитета парламента по делам молодежи, физической культуре и спорту Дмитрий Гуляев отметил необходимость решения вопроса с землями, механизацией отрасли. «Без земель не стоит говорить о развитии сельского хозяйства, и давайте уже решим вопрос увеличения закупочной цены на молоко. Речь идет о 400-600 млн. рублей. Уж очень долго мы о нем говорим. Нужно решить этот вопрос», - заключил депутат.

 

Председатель постоянного комитета парламента по селу и аграрной политике Андрей Находкин, резюмируя работу круглого стола, отметил, что предстоит большая организационная работа по разработке механизмов реализации рекомендаций обсуждения.

 

«Время для изучения существующей картины отрасли исчерпано. Пришло время засучить рукава и отразить пути их решения в виде программного документа на предстоящую пятилетку», - заключил парламентарий.

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 16 марта, 2019 - 14:23
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице