В Государственную Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», подготовленный группой сенаторов, в том числе Председателем Совета Федерации В. Матвиенко.
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»внесен в Государственную Думу. Документ подготовлен членами Совета Федерации Валентиной Матвиенко, Ильясом Умахановым, Зинаидой Драгункиной, Лилией Гумеровой, Сергеем Фабричным, депутатом Государственной Думы Павлом Крашенинниковым.
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере правовой охраны наименований мест происхождения товаров и введение в Гражданский кодекс нового самостоятельного объекта интеллектуальных прав – «географическое указание».
По мнению сенаторов - авторов законопроекта, вопросы популяризации и продвижения региональных брендов чрезвычайно важны для Совета Федерации как палаты регионов. У всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами.
При этом регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Хохлома», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник» и др.
Продвижение положительного имиджа каждого субъекта или города, развитие территориальных брендов может стать важным источником пополнения региональных бюджетов, считают разработчики законопроекта.
Именно поэтому значительный резонанс имело состоявшееся в декабре 2017 г. заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности на тему «Региональные бренды как важнейший инструмент социально-экономического развития субъектов Российской Федерации». По итогам заседания Председатель СФ поручила всем сенаторам организовать в представляемых субъектах работу по выявлению традиционных товаров («региональных брендов») и их последующей регистрации.
Как свидетельствует отечественная и мировая практика, один из действенных правовых механизмов продвижения территориальных брендов – использование такого средства индивидуализации как наименование места происхождения товара (НМПТ). В России уже сформирована современная законодательная база в этой области. Наличие зарегистрированного НМПТ гарантирует потребителю особые, зачастую неповторимые свойства товара.
Вместе с тем, по мнению сенаторов, подготовивших законопроект, наряду с НМПТ, в правовом отношении должны быть защищены и географические указания. На сегодняшний день существует запрос на введение в правовое поле самостоятельного объекта интеллектуальных прав – географического указания. Прежде всего, это обусловлено удобством государственной регистрации такого объекта.
В соответствии с международными стандартами, к товарам с географическим указанием применяются более мягкие требования. В частности, отличием географического указания от НМПТ является то, что при производстве продукта, охраняемого НМПТ, все этапы производства должны осуществляться в конкретном регионе, а для использования объекта охраны «географическое указание» не все этапы производства должны производиться в одном регионе (например, для вина – 15 проц. винограда может поступить из другого региона).
Введение в правовой оборот понятия «географическое указание» как объекта интеллектуальных прав может быть осуществлено путем корректировки Гражданского кодекса, полагают авторы законопроекта.
Такие изменения соответствуют мировым тенденциям, подчеркивают разработчики документа. В мае 2015 г. был принят Женевский акт Лиссабонского соглашения, который дает возможность осуществлять международную регистрацию не только НМПТ, но и географических указаний. С этой целью подготовлен указанный законопроект.
Пресс-служба Совета Федерации
Спасибо!