Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Ил Тумэне обсудили ход реализации закона о статусе языков коренных народов Севера Якутии | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 10:16 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (09:00)

В Ил Тумэне обсудили ход реализации закона о статусе языков коренных народов Севера Якутии

Ход реализации закона «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» обсужден 9 апреля на правительственном часе, организованном постоянным комитетом Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам КМНС и делам Арктики.

 

Мероприятие провели вице-спикер парламента Виктор Губарев и председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева.

 

В правительственном часе приняли участие народные депутаты Якутии, ответственные работники республиканских министерств и ведомств, управления по вопросам развития языков Администрации главы РС(Я) и правительства РС(Я), Общественной палаты, Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Института национальных школ Якутии, Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ им. М. К. Аммосова, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и др.

 

Вице-спикер Госсобрания Виктор Губарев подчеркнул значимость темы, вынесенной в повестку правительственного часа. Он сообщил, что недавно в республике прошли съезды юкагирского, эвенкийского народов, где поднимался вопрос изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера.

 

Напомним, что на днях, выступая на пленарном заседании VI съезда юкагирского народа Якутии, вице-спикер парламента сказал: «Образование играет исключительную роль в жизни северных народов. Оно дает не только знания, но, самое главное, повышает самосознание каждого северянина. Помогает ему найти свое место в обществе. В этом первостепенное значение имеет знание родного языка, высокий уровень владения им. Родной язык определяет глубину духовной культуры народа. Вот почему во главу угла мы всегда ставим вопросы функционирования школ народов Севера и обучения в них родным языкам».

 

Виктор Губарев неотложной задачей назвал коренное улучшение обучения родным языкам в школах. В связи с этим серьезная работа должна вестись в улусах и в наслегах компактного проживания представителей коренных малочисленных народов Севера.

 

С основным докладом выступила первый заместитель министра образования и науки Ирина Любимова. По ее словам, в Якутии проводится научно-обоснованная языковая политика, направленная на сохранение, развитие и изучение языков коренных малочисленных народов Севера.

 

В госпрограмме развития образования на 2016-2022 годы и на плановый период до 2026 года предусмотрена подпрограмма «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)». Основными мероприятиями подпрограммы являются: повышение роли государственных и официальных языков, проведение исследований и разработок в сфере национального (этнокультурного), двуязычного и многоязычного образования в поликультурной среде, развитие открытого образования на государственных и официальных языках.

 

Также предусмотрена подпрограмма «Дети Арктики и Севера» с основными направлениями по созданию современной образовательной среды, электронного и дистанционного обучения, совершенствованию содержания и структуры образования, кадровому обеспечению, созданию условий для улучшения здоровья и качества жизни детей.

 

В настоящее время в Якутии разработаны и действуют основные модели кочевых школ, предоставляющих дошкольное, начальное и основное образование детям оленеводов. Статус кочевой школы нормативно закреплен республиканским законом об образовании, разработана нормативная правовая база, предусматривающая повышенные нормативы финансирования.

 

Якутский проект «Кочевая школа» поддержан структурами ЮНЕСКО и ООН, и рекомендован как лучшая практика государствам, в которых проживают народы, ведущие кочевой образ жизни. Экспертами Норвегии, Финляндии, Канады, Монголии, других стран Азии и Африки признана универсальность моделей кочевых школ, обеспечивающих мобильность образования и его доступность в традиционных условиях кочевья.

 

Как сообщила Ирина Любимова, сегодня в Якутии функционируют 10 кочевых школ в 11 улусах, в 2018 году были дополнительно открыты еще 2 кочевые группы – на базе Кустурской школы Эвено-Бытантайского улуса и детского сада «Кэрэчээнэ» в селе Харыйалаах Оленекского улуса.

 

Другим брендом в области арктического образования является экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля, в которой обучаются дети малочисленных народов Севера: эвенов, эвенков, чукчей, долган, юкагиров. Это модель межрегиональной школы-гимназии народов Севера. Создана полиэтническая среда, включающая этнокультурную образовательную и воспитательную деятельность. Сегодня ее выпускники – носители языков и культур народов Севера, трудятся в разных отраслях экономики Якутии и за ее пределами, в том числе педагогами.

 

«В целях ответа вызовам времени, которые привели к исчезновению границ, развитию новых технологических укладов, сегодня работа ведется по созданию Международной Арктической школы. Это школа, реализующая образовательные программы международного бакалавриата с целью обеспечения конкурентоспособности детей Арктической зоны на мировом уровне, начиная с олимпиадного движения, обучения в престижных профессиональных учебных заведениях, заканчивая рынком труда», - сказала Ирина Любимова.

 

По словам замминистра, в школе будет осуществляться преподавание на английском языке, обучение иностранных языков и языков малочисленных народов Севера.

 

Проект концепции Международной Арктической школы получил одобрение и поддержку постоянного представительства РФ при ООН, постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, Генеральной Ассамблеи Северного форума. Также заинтересованность в успешной реализации проекта «Международная Арктическая школа» выражают международные школы России.

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки РС(Я) является обеспечение ресурсами: кадровыми, материально-техническими и образовательными, обеспечивающими учёт региональных и этнокультурных особенностей в рамках федеральных государственных образовательных стандартов

 

Также были предусмотрены меры государственной поддержки по привлечению и обеспечению учителями сельских общеобразовательных организаций – это реализация подпрограммы «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов» госпрограммы «Обеспечение качественным жильем на 2012-2019 годы». Данная мера формирует систему оказания бюджетной поддержки молодым педагогам, нацелена на привлечение, обеспечение кадрами сельских школ северных и арктических улусов путем предоставления жилья.

 

Решение проблемы дефицита кадров Минобрнауки Якутии видит в реализации проекта «Земский учитель», объявленного в целях исполнения Послания Президента РФ, регионального проекта «Учитель будущего (Республика Саха (Якутия)», разработанного в рамках нацпроекта «Образование». Вызывает интерес для реализации в нашей республике и новая федеральная программа «Учитель для России».

 

С информацией о совершенствовании государственной языковой политики в Якутии выступила руководитель управления по вопросам развития языков Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) Римма Жиркова.

 

Она отметила, что указом главы республики от 21 февраля 2019 года №383 утверждена Концепция сохранения, изучения и развития государственных и официальных языков Якутии, которая определяет систему взглядов на принципы и основные направления деятельности в данной сфере.

 

В 2019 году была организована работа по созданию муниципальных комиссий по развитию и сохранению государственных и официальных языков. В настоящее время созданы комиссии всего в 15 муниципальных образованиях республики, в том числе в 13 районах проживания коренных малочисленных народов Севера.

 

Как отметила Римма Жиркова, неудовлетворительной остается правоприменительная практика республиканского закона о господдержке СМИ, издаваемых на языках КМНС. Единственным печатным изданием на языках северных народов является газета «Илкэн», которая выходит 12 раз в год. Студия «Геван» выпускает телерадиопередачи на языках КМНС. Но при этом в обеих редакциях не хватает редакторов для полноценного охвата всех пяти языков – эвенского, эвенкийского, юкагирского, долганского и чукотского.

 

Ежегодно вручаются три премии главы Якутии в области сохранения, изучения и развития родных языков (юкагирского, эвенского и эвенкийского) в размере 30 тысяч рублей каждая.

 

«В настоящее время подготовлен и находится на согласовании проект распоряжения главы «О мероприятиях Международного года языков коренных народов, проводимых в 2019 году в Республике Саха (Якутия)». В документе определены состав оргкомитета и мероприятия, направленные на развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) в 2019 году», - рассказала Римма Жиркова.

 

Народный депутат республики Любовь Явловская задала вопрос о контрольных цифрах набора студентов в СВФУ им. М.К.Аммосова по специальностям «Преподаватель родного языка и литературы».

 

С вопросами и предложениями к докладчикам обратились вице-президент Ассоциации КМНС РС(Я) Вячеслав Шадрин, член Общественной палаты РС(Я) Августа Марфусалова, профессор кафедры «Северная филология» Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Варвара Белолюбская. В частности, речь шла об увеличении числа школьников, изучающих языки коренных малочисленных народов Севера, о поддержке средней школы №38 города Якутска, где создана эвено-эвенкийская группа, об увеличении количества целевых мест в СВФУ, восстановлении эвено-эвенкийского отделения в Якутском педагогическом училище №1 и т.д.

 

И.о. министра экономики Василий Десяткин проинформировал, что в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Якутии до 2032 года с целевым видением до 2050 года разработан новый перечень госпрограмм. «Три из них касаются языковой политики», - сказал и.о. министра.

 

В своем выступлении Вячеслав Шадрин высказал ряд пожеланий: предусмотреть отдельные гранты на развитие языков КМНС, рассмотреть вопрос о переносе государственной итоговой аттестации (ГИА) по родным языкам на более ранний срок (апрель), создать летние языковые лагеря и т.д. Он также подчеркнул, что необходимо перевести Конституцию Якутии на языки КМНС.

 

Председатель профильного комитета Ил Тумэна Феодосия Габышева отметила, что многие предложения, прозвучавшие сегодня, были отражены в протоколе совместного заседания советов по вопросам КМНС и по языковой политике при Главе РС(Я) от 25 мая 2017 года.

 

«Также проблемы языкового образования решались в ноябре 2017 года на Первом Всероссийском съезде учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов в Санкт-Петербурге, проведенном по инициативе нашего Министерства образования и науки. В ноябре 2019 года состоится уже второй съезд, к которому мы должны готовиться», - сказала парламентарий.

 

Она поддержала предложение о введении госзадания на разработку и издание учебных пособий по родным языкам: «Это должны быть учебники нового поколения, соответствующие новым стандартам».

 

Феодосия Габышева также сообщила, что в рамках Международного года языков коренных народов, провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН, с 1 по 5 июля в Якутске будет проведена IV Международная конференция «Сохранение языков народов мира и развитие языкового разнообразия в киберпространстве: контекст, политика, практика».

 

Она напомнила, что председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев на федеральном уровне озвучил предложение якутского парламента о необходимости разработки федеральной целевой программы «Дети Арктики».

 

Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 10 апреля, 2019 - 19:09
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице