Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виктор Фёдоров дал пресс-конференцию по вопросу использования автомобильной дороги «Посёлок Витим – Талаканское газонефтяное месторождение» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
9 мая 2024 года, 20:20 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (21:00)

Виктор Фёдоров дал пресс-конференцию по вопросу использования автомобильной дороги «Посёлок Витим – Талаканское газонефтяное месторождение»

Сегодня, 13 мая 2015 года, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Фёдоров дал пресс-конференцию по вопросу использования автомобильной дороги «Посёлок Витим – Талаканское газонефтяное месторождение».
 
Парламент Якутии давно держит данный вопрос на своём контроле. Как сказал Виктор Фёдоров, «в январе конфликт гр-на Валерия Лейкина с охраной ОАО «Сургутнефтегаз» по вопросу проезда по дороге вызвал большой резонанс, после чего было перекрытие дороги, конфликт вышел на федеральный уровень». «В Ил Тумэн никто не обращался – ни Лейкин, ни общественность, ни депутаты Ленского района – но мы не могли остаться в стороне и 2 февраля для выяснения обстоятельств на месте делегировали старшего референта постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры в город Ленск и посёлок Витим. В феврале-марте Комитет изучал ситуацию. 3 марта нами был разработан проект рекомендаций по разрешению проблемы по проезду по дороге, который был направлен для согласования в министерство транспорта и дорожного хозяйства республики», - рассказал Виктор Фёдоров. От министерства поступил ответ, что ведомство не имеет к проекту рекомендаций замечаний и предложений.
 
Парламентарий напомнил, что постоянный комитет Ил Тумэна рекомендовал обеспечить проход, проезд местного населения посёлков Витим и Пеледуй возможно путём установления публичного сервитута в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и предоставленного на праве аренды ОАО «Сургутнефтегаз». Также местным органам власти рекомендовали обратиться в прокуратуру Ленского района с заявлением о проведении проверки по факту взимания платы за проезд по автомобильной дороге необщего пользования «Пос. Витим – Талаканское газонефтяное месторождение», принадлежащей ОАО «Сургутнефтегаз». «Наш Комитет посчитал, что данная плата взимается незаконно», - подчеркнул народный депутат республики.
 
Работая «пошагово», 17 марта 2015 года Виктор Фёдоров провёл заседание профильного Комитета Ил Тумэна, на котором был рассмотрен вопрос правомерности взимания платы за проезд по автодороге «Посёлок Витим – Талаканское газонефтяное месторождение» с правовой точки зрения, на котором проект рекомендаций был утверждён. Рекомендации были направлены в Ленский район и ОАО «Сургутнефтегаз».
 
«24 марта 2015 года поступило письмо из Минтранса Якутии об отзыве ранее выданного согласования «ввиду обнаружения в указанном проекте множества противоречий действующему законодательству Российской Федерации». Согласно Заключению Министерства, «автомобильные дороги в зависимости от вида разрешённого использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. «Как-то опосредованно в Заключении сказано, что находящаяся в собственности дорога является «необщего использования», при этом не говорят, каким документом это регламентируется. Дело в том, что по официальным документам о присвоении любой дороге статуса является соответствующая запись в Едином государственном реестре автомобильных дорог РФ. Собственник автодороги – ОАО «Сургутнефтегаз» – в нарушение закона не представил сведений об автомобильной дороге в 30-дневный срок со дня ввода объекта в эксплуатацию, при этом необходимо было определить, какая эта дорога – общего или необщего пользования. Дорога должна была быть внесена в данный Единый государственный реестр. Таким образом, вид разрешённого использования официально не установлен по вине собственника», - подчеркнул Виктор Фёдоров.
 
Кроме того, согласно Заключению Минтранса республики, «законодательством Российской Федерации установление публичного сервитута в отношении объекта недвижимого имущества – автомобильная дорога, не предусмотрено». Однако парламентарий отметил, что 1 марта 2015 года земельное законодательство претерпело изменения и, согласно статьям 39.23, 39.24 и 39.25 Земельного кодекса РФ, есть основания для установления сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в собственности, в том числе, и под автомобильными дорогами.
 
«25 марта текущего года поступил ответ от ОАО «Сургутнефтегаз», согласно которому «на дорогах, ведущих к месторождениям, где расположены объекты нефтедобычи, которые в соответствии с Федеральным законам «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О противодействии терроризму», движение ограничено», - сообщил председатель постоянного комитета Ил Тумэна. Ссылаясь на данные законы, Общество в целях предотвращения проникновения на указанные объекты посторонних лиц установило особый пропускной режим, а также ограничило доступ лиц, не связанных с их эксплуатацией и обслуживанием. «Но ограничение проезда по автомобильной дороге на основании обеспечения безопасности и противодействия терроризму неправомочно, поскольку на данной территории не введён правовой режим контртеррористической операции. Об этом говорит Росавтодор в своём ответе на запрос нашего Комитета», - пояснил Виктор Фёдоров. Так, в письме говорится: «В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введён правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение, в том числе, ограничение движения транспортных средств и пешеходов на дорогах. Обращаем внимание, что оснований для ограничения прохода и проезда по автомобильной дороге посёлок Витим - Талаканское газонефтяное месторождение в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не усматривается, так как указанный Федеральный закон не содержит подобных случаев».
 
Кроме того, в письме ОАО «Сургутнефтегаз» говорится, что установление сервитута в отношении полосы отвода автомобильной дороги не соответствует законодательству, на что парламентарий привёл выдержки из ответа Росавтодора: «В отношении земельных участков в границах полосы отвода частной автомобильной дороги могут быть установлены только сервитуты в соответствии с гражданским и земельным законодательством».
 
Также Виктор Фёдоров сообщил, что в письме ОАО «Сургутнефтегаз» говорится, что плата за проезд носит компенсационный характер. «С этим трудно согласиться, так как автомобильная дорога находится на балансе «Сургутнефтегаза», относятся к основным средствам. Расходы по строительству и содержанию в пределах нормативного износа относятся к бухгалтерии Общества, я уверен, что они учитываются в бухгалтерском балансе, и компенсацию они получают», - отметил Глава профильного Комитета Ил Тумэна.
 
Кроме того, Общество ссылается на превышение нагрузки на дорогу в связи с тем, что пропускают общий транспорт. «Однако, при нормативе загрузки дороги IV категории 570 автомобилей в сутки, фактически загрузка данной дороги составляет 197,3 автомобилей в сутки, перезагрузки не наблюдается», - отметил Виктор Николаевич.  
 
Таким образом, в связи с возникшей неопределённостью в толковании и применении положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования частных автомобильных дорог, а также выявленными пробелами в законодательном регулировании, председатель профильного Комитета Ил Тумэна Виктор Фёдоров 6 апреля т.г. обратился с запросом в адрес заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрия Прончатова с просьбой дать разъяснения по возникшей неопределённостью в толковании и применении положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы использования частных автомобильных дорог.
 
Вчера, 12 мая 2015 года, поступил ответ на обращение Виктора Фёдорова. Народный депутат республики зачитал из ответа Росавтодора, что «автомобильная дорога «Посёлок Витим – Талаканское газонефтяное месторождение» не может быть отнесена к дорогам общего пользования, в связи с тем, что не внесена в Единый государственный реестр автомобильных дорог Российской Федерации в установленном порядке». «Во-вторых, Росавтодор пишет, что использование терминов «притрассовая дорога» и «технологическая дорога» в отношении дорог IV категории не соответствует законодательству. Но повторюсь, что законодательство в марте претерпело изменения, и в данное время законодательство не содержит понятий «притрассовая и технологическая дорога», автомобильные дороги подразделяются только на три категории: автомобильные дороги заводов, фабрик и т.п.; автодороги лесного комплекса; автодороги открытых горных разработок. В-третьих, из письма Росавтодора – решение об использовании автомобильной дороги «Посёлок Витим – Талаканское газонефтяное месторождение» на платной основе не соответствует требованиям законодательства в связи с тем, что в Едином  государственном реестре автомобильных  дорог Российской Федерации она не зарегистрирована. В-четвёртых, ограничение на проход и проезд по автомобильной дороге «Посёлок Витим – Талаканское газонефтяное месторождение» неправомерны, так как в них, повторюсь, не введён правовой режим контртеррористической операции», - сказал он.
 
Журналисты задали ряд вопросов. К примеру, Антон Жондоров из «News.Ykt.ru» спросил, почему Ил Тумэн «обошёл стороной вопрос проезда по ВСТО». Виктор Фёдоров заверил, что народные депутаты республики займутся и этим вопросом: «Мы сегодня говорим только об объекте «Автомобильная дорога «Посёлок Витим – Талаканское газонефтяное месторождение». Сначала последовательно хотим отработать с дорогой, по «притрассовому» у нас есть наработки. Это следующий этап работы, чтобы не работать на два фронта».
 
Виталий Обедин из газеты «Якутск вечерний» спросил об участии органов исполнительной власти республики для защиты конституционных интересов якутян. «Открытыми остаются вопросы, когда частные охранные структуры на частной дороге требуют паспорта и проводят досмотр. Ил Тумэн направил ответ Росавтодора в адрес Правительства республики. Председатель Правительства Якутии Галина Данчикова видит в данном документе (ответ Росавтодора – пояснение автора) хорошую основу для того, чтобы продолжить работу. Будет создана рабочая группа из юристов, специалистов по решению данной проблемы в принципе, так как аналогичная проблема существует также в Алданском районе», - сказал Виктор Фёдоров и выразил надежду, что парламентарии войдут в состав данной рабочей группы.
 
Алексей Толстяков из ИА YakutiaMedia спросил, будут ли возмещены расходы жителей Ленского района при условии разрешения конфликта. «Моё мнение – судом должны быть возмещены все суммы, которые были собраны от населения», - высказал своё мнение Виктор Фёдоров и добавил, что будет направлено повторное письмо в исполнительные и представительные органы власти Ленского района. «Мы считаем, что они занимают какую-то пассивную позицию. Рекомендации им направлены, до сих пор они в суд не подали, публичных слушаний по организации сервитута не провели. Сейчас ситуация затихла, потому что проезда нет, осенью опять всё возобновится», - отметил народный депутат.
 
Уточняющий вопрос о составе рабочей группы Правительства республики, а также о взаимодействии с Общественной палатой Якутии задала Туйаара Филиппова из НВК «Саха». Кроме того, Антон Жондоров уточнился о планах строительства «южного» варианта федеральной дороги «Вилюй», однако строительство «южного варианта», по словам народного депутата, уже не рассматривается.
 
Михаил Горохов из ИА «Интерфакс-Дальний Восток» поинтересовался, известил ли парламент Якутии ОАО «Суругтнефтегаз» о поступившем ответе Росавтодора. Виктор Фёдоров заверил, что предприятие будет обязательно извещено. «Ответ Федерального дорожного агентства был подписан 23 апреля 2015 года, но к нам в Ил Тумэн он поступил только вчера, 12 мая», - пояснил он.
 
Галина Мозолевская (ЯСИА) обратила внимание, что согласно Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предприятие обязано предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц, обеспечивать охрану объектов транспортной инфраструктуры. «Дорога IV категории, каковой является данная автодорога, не является опасным производственным объектом», - подчеркнул Виктор Фёдоров. Он рассказал об истории строительства объекта. Строительство объекта «Дорога автомобильная п. Витим - Талаканское газонефтяное месторождение» начато на основании разрешения на строительство, выданного 17 ноября 2005 года Министерством строительства и промышленности строительных материалов Якутии тресту «Сургутнефтедорстройремонт» ОАО «Сургутнефтегаз» на срок до 17 ноября 2008 года. Позже срок действия разрешения было продлён до 17 ноября 2011 года. Протяжённость автодороги — 112,154 км, ширина – 10 м., ширина проезжей части – 6 м., категория автодороги - IV.
 
Право собственности на объект «Дорога автомобильная п. Витим - Талаканское газонефтяное месторождение» зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним путём внесения в него соответствующих записей о регистрации права на отдельные участки объекта в 2006—2007 годах, о чем выданы множество свидетельств о государственной регистрации права на дорогу IV категории.
 
Старший референт постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Вячеслав Жариков пояснил, что согласно ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц. При этом к опасным объектам, согласно приложению 1 к Федеральному закону, относятся объекты, на которых, получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества. Однако на автомобильной дороге «Посёлок Витим – Талаканское газонефтяное месторождение» не получаются, не перерабатываются, не образуются, не хранятся, не транспортируются и не уничтожаются опасные вещества.
 
Закон НЕ обязывает собственника ограничивать проезд по таким дорогам. Закон обязывает предотвращать постороннее противоправное вмешательство в работу объектов, повреждение высоковольтных кабелей. Очевидно, что проезд, проход по автомобильной дороге, сам по себе, НЕ является противоправным актом незаконного вмешательства.
 
Вячеслав Жариков добавил, что согласно Федеральному закону № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», безопасность объектов топливно-энергетического комплекса – это состояние защищённости объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства, а акт незаконного вмешательства – это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Согласно Правилам технической эксплуатации магистральных нефтепроводов, в охранной зоне магистральных нефтепроводов посторонним лицам запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить их нормальную эксплуатацию, в частности, производить засыпку и поломку замерных и сигнальных знаков; открывать двери и люки необслуживаемых усилительных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств. «Таким образом, проход и проезд по автодороге не запрещён», - отметил старший референт профильного Комитета Ил Тумэна.
 
«Предприятие должно охранять объекты, но не дорогу. Конечно, «Сургутнефтегаз» будет биться в судах. Но я считаю, что исполнительной власти Ленского района нужно занять жёсткую и чёткую позицию, ходить в суды и решать проблему цивилизованным образом», - резюмировал Виктор Фёдоров.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
Опубликовано: 13 мая, 2015 - 18:19
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице