Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Завтра Юрий Николаев выступит на «круглом столе» Совета Федерации | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
18 мая 2024 года, 14:08 (UTC+9:00) t в Якутске: 6 (09:00)

Завтра Юрий Николаев выступит на «круглом столе» Совета Федерации

Тема мероприятия «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов». «Круглый стол» проводит Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам совместно с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации в г. Москве.
 
В своем выступлении Юрий Николаев озвучит следующие предложения, разработанные совместно с министерством экономики Республики Саха (Якутия) по  проекту рекомендаций «круглого стола»:
 
"1.На федеральном уровне решения, требующие корректировки регионального налогового законодательства, зачастую принимаются в конце года. Согласно статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах должны вступать в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, т.е. региональные законы должны быть приняты и опубликованы не позднее 30 ноября. Таким образом, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации после внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации на принятие решений о внесении соответствующих поправок в региональное законодательство остается ограниченное время, т.е. возникает временной дефицит.
В связи с чем, предлагаем рассмотреть возможность закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации положения об ограничении во времени принятия на федеральном уровне решений о внесении изменений в налоговое законодательство, требующих изменения законодательства регионального уровня.
 
2.Статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что налог на добычу при добыче общераспространенных полезных ископаемых в полном объеме подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
С целью повышения самодостаточности муниципальных образований на территории Республики Саха (Якутия) данный налог передан на муниципальный уровень.
На сегодня сложилась такая ситуация, когда налог зачисляется в бюджеты тех муниципалитетов, где зарегистрированы организации, а не в бюджеты муниципальных образований, где непосредственно ведется добыча.
Для устранения данного противоречия в статью 335 «Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых» части второй Налогового кодекса Российской Федерации предлагаем ввести такое отдельное понятие, как «место нахождения участка недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, которыми признаются территории муниципальных образований»:
«Внести в пункт 1 статьи 335 части второй Налогового кодекса Российской Федерации изменение, изложив его в следующей редакции:
«1. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе – налог) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом для целей настоящей главы местом нахождения участка недр (кроме общераспространенных полезных ископаемых), предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр. Местом нахождения участка недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, признается территория муниципального образования, на котором расположен участок недр».
 
С аналогичной законодательной инициативой выступали и Амурская и Томская области, что свидетельствует о том, что проблема с зачислением данного налога существует не у отдельно взятого региона.
Принятие данной поправки будет направлено на укрепление доходной части и повышение заинтересованности в развитии налоговой базы муниципальных образований.
 
3.В целях стимулирования инвестиционной активности с 1 января 2014 года регионам Дальнего Востока и Байкальского региона предоставлено право понижать ставку налога на прибыль, вплоть до «обнуления» на первые пять лет, в отношении участников региональных инвестиционных проектов.
Законом Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» установлены минимально возможные ставки в отношении указанных организаций:
- 0 процентов на первые пять лет, в которых получена прибыль от реализации инвестиционного проекта;
- 10 процентов – на последующие пять лет.
Основным и главным условием для присвоения организации статуса участника регионального инвестпроекта является то, что заявленный организацией объем капитальных вложений должен превышать минимальные объемы, к тому же осуществлены в определенный срок.
По сравнению с регионами Восточной Сибири и отдельными регионами Дальнего Востока реализация инвестиционных проектов в Республике Саха (Якутия) усложняется труднодоступностью большинства территорий и слаборазвитостью транспортной инфраструктуры, а также ввиду сезонных климатических ограничений.
Исходя из вышеизложенного, предлагаем внести следующие изменения в Главу 3.3. Налогового кодекса Российской Федерации:
 - удлинить горизонт осуществления капитальных вложений с пяти до семи лет в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль;
- расширить полномочия субъектов Российской Федерации в части изменения минимального размера объема капитальных вложений в сторону уменьшения.
Введение указанных поправок также позволило бы субъектам малого и среднего бизнеса воспользоваться льготными ставками по налогу на прибыль организаций и понижающими коэффициентами по налогу на добычу полезных ископаемых.
 
Кроме того, некоторые из установленных требований к региональным инвестиционным проектам и организациям их реализующим являются чрезмерными, в частности, требование, установленное подпунктом 7 пункта 1 статьи 25.9 Главы 3.3. части первой Налогового кодекса Российской Федерации  о необходимости наличия в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельного участка (земельных участков), на котором (которых) планируется реализация регионального инвестиционного проекта.
Для примера, несмотря на то, что на территории Республики Саха (Якутия) развернута реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, ни один проект ввиду несоответствия указанному требованию не включен в Реестр региональных инвестиционных проектов, т.е. ни одна организация до настоящего времени не смогла воспользоваться правом применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций.
В связи с указанным, предлагается подпункт 7 пункта 1 статьи 25.9 Главы 3.3. части первой Налогового кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:
«организация имеет в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2018 года) земельный участок (земельные участки), на котором (которых) планируется реализация регионального инвестиционного проекта)».
 
4.Налог на доходы физических лиц является одним из бюджетообразующих налогов консолидированный бюджетов Российской Федерации.
По действующему законодательству налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, а также представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Это привело к отсутствию должного контроля за своевременной и полной уплатой налога. Правильность исчисления, полноту и своевременную уплату НДФЛ налоговые органы могут проверить только в ходе выездных налоговых проверок, периодичность которых строго peгламентирована.
В связи с чем, в Налоговом кодексе Российской Федерации необходимо предусмотреть ежеквартальные отчетные периоды по налогу на доходы физических лиц, а также обязанность для налоговых агентов ежеквартально представлять в налоговые органы сведения об общей сумме доходов физических лиц.
Ежеквартальное представление налоговыми агентами отчетности о суммах доходов физических лиц и соответствующих суммах налога позволит получить информацию по объекту налогообложения, налоговой базе, начисленным, удержанным и перечисленным в бюджет суммам налога и улучшит администрирование налога.
 
5.Федеральным законом от 02.11.2013г. №307-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым с 1 января 2014 года налог на имущество организаций может исчисляться на основании их кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, которые предусматривают либо фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства.
Регулирование вопросов по установлению нового порядка исчисления налога в отношении указанных объектов недвижимости передано на региональный уровень, в том числе переданы полномочия по установлению налоговых ставок в отношении указанных объектов недвижимости в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
До установления ставок в отношении первых двух видов объектов недвижимости уполномоченным органом субъекта Российской Федерации должен быть утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество будет исчисляться на основании их кадастровой стоимости. Указанный перечень подлежит ежегодному обновлению и направлению в налоговые органы до 1-го числа очередного налогового периода по налогу. В целях определения целесообразности введения нового порядка расчета налога на имущество на территории Республики Саха (Якутия) Министерством экономики Республики Саха (Якутия) проведен анализ по отдельным видам недвижимости по выборочному перечню административно – деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещениях в них; офисов и объектов, сопутствующих офисной инфраструктуре, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В основу анализа легли данные из Государственного кадастра недвижимости (ГКН), представленные Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия).
При этом было установлено, что выбрать из ГКН достоверные сведения об объектах недвижимости, в отношении которых мог быть введен новый порядок расчета налога на имущество организаций, является невозможным, поскольку вид фактического использования объекта недвижимости в составе сведений ГКН не указывается.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» утвержден состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, который включает данные о виде объекта (участок, здание, помещение), кадастровом номере, площади, адресе, стоимости объекта, о вещных правах и обременении, о назначении объекта. При этом, согласно пунктам 15 и 16 здания по назначению делятся на нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом, а помещения на жилое и нежилое помещение. Таким образом, информация о назначении использования объекта в ГКН не содержится. Указание владельцами вида фактического использования объектов недвижимости не имеет обязательного характера.
В ходе сверки сведений из ГКН с данными, содержащимися в базе данных налоговых органов, выявлены некоторые несоответствия, в том числе по площадям объектов, в назначениях объектов, в номерах кадастровых кварталов, по собственникам, по суммам кадастровой стоимости. А также по отдельным объектам отсутствует кадастровая стоимость, что приведет к невозможности начисления налога.
В связи с чем, считаем, что на федеральном уровне необходимо решить вопрос об упорядочении сведений Государственного кадастра недвижимости и окончательной сверке с данными, содержащимися в базе данных налоговых органов.
Кроме того, предлагаем законодательно закрепить обязанность собственников имущества при государственной регистрации указывать вид использования объектов недвижимости, что намного упростит определение потенциального перечня объектов недвижимости, в отношении которых будет действовать особый порядок исчисления налога.
Также, в качестве проблемного вопроса считаем целесообразным указать размер дополнительных расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на мероприятия по сплошному обследованию объектов недвижимости республики в целях введения налога на имущество организаций с кадастровой стоимости.
 
6.Патентная система налогообложения введена взамен действовавшей упрощенной системы налогообложения на основе патента, под действие которой подпадали такие виды деятельности, как «производство хлеба и кондитерских изделий», «распиловка древесины», «производство мясных изделий» и которые не включены под действие патентной системы налогообложения.
При этом, указанные виды деятельности на территории Республики Саха (Якутия) являлись достаточно востребованными, так в 2012 году индивидуальным предпринимателям по виду деятельности «производство хлеба и хлебобулочных изделий» выдан 191 патент, по «распиловке древесины» - 161 патент, «услуг по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериалов)» - 7 патентов.
Необходимо отметить, что по виду деятельности «производство хлеба и хлебобулочных изделий» республика неоднократно обращалась в адрес федеральных органов исполнительной власти.
И в результате чего Министерством финансов Российской Федерации проекте федерального закона №755146-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», разработанного в рамках исполнения антикризисных мероприятий, предусмотренных Федеральным планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития и социальной стабильности на 2015 год, предусмотрено расширение действия патентной системы налогообложения, в том числе дополнив таким видом деятельности, как «производство хлеба и мучных кондитерских изделий».
Вместе с тем, «распиловка древесины» и «производство мясных изделий» в указанный перечень не включены".
 
Будем надеяться, что предложения Республики Саха (Якутии) найдут отражение в проекте рекомендаций «круглого стола» Совета Федерации.
 
Лира Тоскина,
старший референт постоянного комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации

Новости по теме

Опубликовано: 22 апреля, 2015 - 11:08
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице