Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Елена Голомарёва в РЕГНУМе: «Новые механизмы нужны для развития коренных народов Якутии» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 мая 2024 года, 22:39 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (21:00)

Елена Голомарёва в РЕГНУМе: «Новые механизмы нужны для развития коренных народов Якутии»

Депутат просит принять муниципальные программы и федеральный закон для сохранения этноса
 
В Якутии порядка 10% коренного малочисленного населения живут за чертой бедности. Председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики парламента Якутии Елена Голомарева уверена, что эту ситуацию можно исправить с помощью специальных муниципальных программ. Сейчас ни в одном муниципальном образовании не выявлена программа устойчивого развития родовых общин, как одна из основных форм традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
 
В Российской Федерации проживают 36 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, права, которых гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также федеральным законодательством в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, напомнила Елена Голомарева. Принятые в 90-х годах федеральные законы сыграли существенную позитивную роль в регулировании и защите прав коренных малочисленных народов Севера Якутии. Главным достижением можно считать закрепление на государственном уровне поддержки коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни как самостоятельный субъект права на традиционное природопользование. В Республике Саха (Якутия) это своего рода уникальные законы: «О северном домашнем оленеводстве», «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера», «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», «O защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» и др.
 
Всего 39 законов Республики Саха (Якутия) регулируют отношения по вопросам жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера. Все законы важны и на сегодня обеспечивают гарантии государственной защиты прав коренных малочисленных народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия).
 
По данным статистики, численность населения в районах проживания коренных малочисленных народов в Республике Саха (Якутия) на 1 октября 2015 года составила 42,5 тысячи человек, или 4,4% от общей численности населения. За 2013−2014 годы численность жителей районов проживания коренных малочисленных народов сократилась на 713 человек. Уровень рождаемости в районах проживания коренных малочисленных народов Севера был значительно выше в 2012—2014 годах, однако в январе-сентябре 2015 года показатель уменьшился с 24% до 19,3%. Но, тем не менее, сохраняется естественный прирост.
 
Уровень безработицы в отдельных общинах и национальных поселениях регистрируется на уровне 60−80% от числа трудоспособных. Специфика всех мест компактного проживания коренных малочисленных выражается не только в обладании богатейшим природно-ресурсным потенциалом, но и в масштабном изъятии и сокращении территорий традиционного хозяйствования, оленьих пастбищ, охотничьих и рыболовных участков коренных этносов, которое оказывает негативное воздействие на экономическую, культурную и духовную жизнь народов, что создаёт реальную угрозу этническому существованию.
 
На сегодняшний день выявлен постепенный отход от традиционного образа жизни (в 90-е годы насчитывалось более 500 кочующих семей). Современная индустриализация разрушает уникальную, веками создаваемую культуру, существует угроза исчезновения этносов, как неотъемлемой части мировой цивилизации. Примерно треть аборигенного населения являются бедными в соответствии с российскими стандартами бедности. Порядка 10% коренного населения присущи формы крайней бедности. Внутри родовых общин наблюдается значительная дифференциация в уровне обеспеченности материально-техническими средствами. Ни в одном муниципальном образовании не выявлена программа устойчивого развития родовых общин, как одна из основных форм традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов. Ни в одном представительном органе муниципального образования Якутии не рассматривались вопросы поддержки и развития родовых общин. Ни в одну программу государственной поддержки сельского хозяйства, предпринимательства родовые общины не подпадают, федеральным законом они считаются некоммерческими организациями, наравне с клубами, общественными организациями.
 
По данным Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия) в налоговых органах республики родовых общин зарегистрировано 329 юридических лиц с различной организационно-правовой формой. В качестве некоммерческих организаций в виде родовых общин в Управлении Минюста России по Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 148 родовых общин. Льготы, предоставляемые законодательством о налогах и сборах, распространяются только на эти 148 родовых общин.
 
На федеральном уровне Налоговым Кодексом РФ для родовых общин предусмотрены следующие льготы: по налогу на доходы физических лиц п. 16 статьи 217 Налогового кодекса РФ установлено, что к доходам, не подлежащим налогообложению относятся доходы (за исключением оплаты труда наёмных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции.
 
По сборам за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов ст. 333.2 Налогового кодекса РФ установлено, что не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при использовании сверх нормы родовые общины обязаны платить сборы в общеустановленном порядке.
 
От земельного налога согласно п.7 статьи 395 Налогового Кодекса РФ освобождены родовые общины, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.
 
На республиканском уровне законом «О налоговой политике в Республике Саха (Якутия)» установлено освобождение от уплаты транспортного налога общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации, которые на 70 и более % финансируются за счёт государственного бюджета республики или местных бюджетов, но эта норма не привела к правоприменению, ведь родовые общины представлены сами себе. Необходимо изменение и дополнение содержания этой статьи.
 
На местном уровне муниципальные органы власти вправе устанавливать льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Данным правом в части поддержки традиционных отраслей хозяйствования ни одно муниципальное образование не воспользовалось по следующим причинам: нестабильность уровня социальной защищённости, наличие административных барьеров и нестабильность правового регулирования отношений, которые отрицательно воздействуют на социально-экономическое развитие традиционного хозяйства.
 
«Считаю, что нужна программа повышения уровня жизни (борьбы с бедностью) лиц, ведущих традиционный образ жизни в Республике Саха (Якутия), с чётким механизмом государственной поддержки работникам традиционных отраслей в разрезе поселений, муниципальных образований с указанием источников, объёма и времени (периода) финансирования и ответственных лиц. Необходимо ввести в один из критериев оценки работы муниципальных образований направление работы по поддержке традиционных отраслей хозяйствования, традиционного уклада жизни, родовых общин, ввести мониторинг действующих программ на уровне муниципалитетов и национальных наслегов», — заявила председатель постоянного комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики парламента Якутии Елена Голомарева.
 
Парламентарий уверена, что непродуманное экономическое освоение этнокультурных ландшафтов малочисленных общностей неизбежно влечёт за собой не только нарушение сложившихся у них систем жизнеобеспечения и связанных с ними экологических систем в целом, но и существенные изменения в составе населения. В Республике Саха (Якутия) в апреле 2010 года принят закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», который на данный момент является единственным в Российской Федерации. Поэтому принятие такого же закона на федеральном уровне будет содействовать разработке и принятию оптимальных решений, содержащих минимальные риски негативного воздействия на этнические компоненты.
 
ИА REGNUM, 7 декабря 2015 года
 
Опубликовано: 7 декабря, 2015 - 18:58
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице