Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Эпоха большого выбора | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
17 мая 2024 года, 15:32 (UTC+9:00) t в Якутске: 7 (09:00)

Эпоха большого выбора

16 октября 2005 года вошло в историю как день выборов органов местного самоуправления на поселенческом уровне. Именно с этого дня начинается новая история муниципальной власти. По итогам выборов в Якутии появились 445 (446 --  до упразднения в Кобяйском улусе в связи
с ликвидацией поселка) муниципальных образования разного уровня. В том числе в Мирнинском районе -- 10. Это Мирнинский муниципальный район, городские поселения — Мирный, Удачный, Айхал, Чернышевский, Светлый, Алмазный, сельские поселения — Арылах, Тас-Юрях, Сюльдюкар —эвенкийский национальный наслег.
 
Сегодня мы беседуем с непосредственным участником и одним из организаторов проведения муниципальной реформы в нашем районе, народным депутатом Республики Саха (Якутия) Гульсум БЕЙСЕМБАЕВОЙ. Гульсум Агзамовна, более 20 лет проработала в районной и городской администрации, районном Совете. С поста первого заместителя мэра города была избрана депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн). Кандидат социологических наук, академик Российской муниципальной Академии, член Европейского Совета экспертов МСУ. Заместитель председателя Комитета по вопросам МСУ Якутского парламента.
 
-- С чего все начиналось?
— Насколько я помню свою работу в районной администрации, райсовете, затем в мэрии города Мирного, самоуправление — это всегда была борьба. Не надо ходить далеко за примерами. Вспомните заголовки тех же интервью в вашей газете. Менялся государственный строй, шла перестройка, и, конечно, все это не могло обойти стороной местный уровень власти. В недалеком 2000 году в нашей республике насчитывалось всего 10 муниципальных образований (из них 8 — сельские). В поселках Маган и Жатай органы самоуправления были созданы по решению суда. В России на тот момент было более 12 тысяч муниципальных образований, сегодня в 2 раза больше. И, конечно, главным событием для Якутии стало проведение референдума по переходу на районный уровень самоуправления в 2002 году. И если бы избранные на 5 лет после референдума органы МСУ отработали
свой срок до конца, то мы бы сегодня не говорили о 10-летии поселенческого уровня власти. Но в 2003году вышел ФЗ № 131 «Об общих принципах орга-
низации местного самоуправления в РФ», и руководством республики было принято решение внедрить поселенческий уровень без переходного периода. Была поставлена задача по ликвидации исполнительных органов государственной власти на местах и таким образом привести в соответствие
российской законодательную базу субъекта Федерации. Вот все и началось с исполнения этого закона. На 16 октября 2005 года были назначены выборы. С итогов которых и начинается новая история муниципальной власти города Мирного и района в целом.
 
-- Каким запомнилось это время?
— Для меня все новое всегда представляло неподдельный интерес. А тут начало нового этапа местной власти. Было трудно, но, повторюсь, захватывающе интересно. Это было время хороших амбиций новых депутатов и глав. Время реального воплощения идей, проверки своих знаний. Мне довелось принять участие в первых сессиях практически во всех населенных пунктах. Вместе находить компромиссы в сложных вопросах. На первом этапе специалисты районной администрации были закреплены за новыми муниципальными образованиями и отрабатывали вместе с ними практически все вопросы. А это формирование органов новых Советов, вступление глав в должность, практически сразу необходимо было принимать уставы, утверждать бюджеты. Все было как-то... молниеносно. Я
помню, как на одной из первых сессий горсовета были переданы полномочия по организации льготного проезда школьников, чтобы включить в бюджет 2006 года. По этому вопросу выступил Р.Н. Юзмухаметов, занимавший в тот период должность заместителя главы района. Принять приняли, а потом долго ломали голову, как это правильно организовать согласно закону и бюджетному кодексу. Сегодня это делается уже через социальную программу. В конце того же 2005 года городу Мирному довелось, «без единого выстрела» (по выражению тогдашнего главы района А.Т.Попова)
получить главные символы, причем уже внесенные в Государственный геральдический регистр РФ -- флаг и герб. На сессии состоялась торжественная передача. А все потому, что они были приняты как герб и флаг города, а не района. А району уже потом в течение нескольких лет пришлось вновь проводить непростую работу по утверждению официальных символов и их регистрации.
 
— В чем особенности самоуправления в Мирнинском районе?
— Главную особенность нашего мирнинского самоуправления я вижу в необходимости нахождения компромисса между районным и поселенческим
уровнем власти. Такой же подход необходим и в отношениях с хозяйствующими субъектами. Взаимопонимание необходимо, прежде всего, в интересах жителей района. Ведь согласно закону в местном самоуправлении нет подчиненности муниципальных образований. И это не зависит от численности жителей конкретного поселения и количества нулей в бюджете поселения. Сложные стратегические вопросы невозможно решить в одиночку. Свои проблемы у Алмазного, Чернышевского, Тас-Юряха. За рекой живет Сюльдюкар. Да и Айхал, Удачный, Мирный не все вопросы могут решить самостоятельно. И тут необходима сбалансированная политика взаимоотношений с муниципальным районом и органами государственной власти. Думаю, наш десятилетний опыт в основе своей положительный. И здесь немалая поддержка была оказана правительством республики, районной властью и АК «АЛРОСА». К примеру, переселение людей из аварийного и ветхого жилья. Выдача ключей новосёлам — мечта любого градоначальника. Но муниципальных средств, как ни считай, не хватает на строительство жилья. И здесь опять нужна консолидация усилий. В данном случае, государства и градообразующего предприятия.
 
— Вы сегодня продолжаете работать на местное самоуправление?
— Да, уже 2 года, как я работаю на самоуправление в качестве депутата Ил Тумэн и заместителя председателя профильного комитета. Поскольку я продолжаю жить и трудиться в родном городе, считаю очень важным сохранить связь с муниципалитетами Мирнинского района. И продолжать отстаивать права МСУ. Примечательно, что удалось за это время дважды побывать на слушаниях в Государственной Думе РФ. Работы предстоит много. Практически в постоянном режиме идет изменение федерального законодательства. И не всегда в пользу МСУ. Поэтому мы, кому доверено представлять интересы жителей в парламенте и представительных органах, обязаны это делать с полной ответственностью.
 
— И все-таки, на ваш взгляд, в чем суть местного самоуправления?
— Основой было и остается участие населения в решении вопросов местного значения. Муниципалитет — это самая легитимная, непосредственно избранная населением власть, основа развития гражданского общества. Выборные лица МСУ должны понимать, что жители доверили им решать насущные вопросы. Отсюда прямая ответственность перед конкретным человеком. За эти годы многие прошли школу самоуправления. Подготовлены новые кадры, выросли новые руководители. Не зря Владимир Путин назвал местное самоуправление «школой ответственности граждан». И поставил задачу развития сильной, независимой, финансово самостоятельной власти на местах. И до этой власти любой гражданин должен иметь возможность «дотянуться рукой».
 
 
Олег Давыдов.
Газета «Мирнинский рабочий» №150 (10285)  от 16.10.2015 
Опубликовано: 19 октября, 2015 - 13:21
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице