Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Как принималась наша Конституция | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 01:13 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (03:00)

Как принималась наша Конституция

Работа над разработкой проекта Конституции в непростые 90-ые годы проходила в обстановке экономического спада и политических преобразований, связанных с переходом на рельсы свободной рыночной экономики. Тем не менее, Конституционной комиссией и ее рабочей группой была проделана большая трудоемкая работа, значение которой сейчас трудно переоценить. Накануне 25-летия принятия Основного Закона республики мы попросили участников того исторического процесса поделиться воспоминаниями, рассказать о той роли, которую сыграла Конституция в истории республики.
 
«Мы, многонациональный народ Республики Саха (Якутия),
Выражая волю к сохранению исторически сложившейся государственности республики,
Принимая во внимание вхождение Якутии в состав Российского государства в XVII веке, образование в 1922 году Якутской Автономной Советской Социалистической Республики, как признание государственности Якутии, преобразованной в 1990 году в Якутскую-Саха Советскую Социалистическую Республику в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете республики, переименованную в 1991 году в Республику Саха (Якутия) на основании постановления Верховного Совета Якутской-Саха Советской Социалистической Республики,
Считая республику субъектом Российской Федерации на принципах конституционно-договорных отношений,
Реализуя общепризнанные права на самоопределение и равноправие народов,
Уважая вклад предшествующих поколений в развитие республики,
Исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями,
Признавая принципы демократического общества»
 
(Преамбула к Конституции (Основному Закону) Республики Саха (Якутия), вступившей в силу 27 апреля 1992 года)
 
 
Основы новой государственности
 
Александр Ким-Кимэн, председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия), ранее председатель Якутского городского совета депутатов, депутат Ил Тумэна II, III, IV и V  созывов, вице-спикер парламента, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ и РС (Я), лауреат Государственной премии им. М.К.Аммосова.
 
– 25-летие Конституции Республики – знаковое для всех якутян событие, время, когда нужно обернуться назад и посмотреть, что сделано, по какому пути мы идем.
 
Я считаю, что Конституции России и республики должны быть настольными книгами каждого человека, поскольку содержат в себе не только основы государственности, но также права и обязанности гражданина. Человек, который хорошо знает Конституцию, прежде чем спросить, что сделало для меня государство, спросит у себя, а что я сделал сам для государства? Лично я, читая Конституцию, каждый раз нахожу для себя что-то новое, приходят новые мысли, особенно в историческом аспекте. За каждым словом Конституции кроется народная мудрость, мечты и стремления лучших умов, стремившихся заложить основы развития народов. Каждое новое прочтение конституции расширяет аналитический кругозор человека и дает пищу для размышлений.
 
В принятии новой Конституции республики велика роль первого президента М.Е.Николаева. В развитии новой государственности, взаимодействии с федеральным центром, основываясь на ценностях демократии и законности, реализации гражданских, политических и социальных прав граждан большую роль сыграли руководители республики – гаранты конституции Михаил Ефимович Николаев, Вячеслав Анатольевич Штыров и Егор Афанасьевич Борисов. Сегодня мы можем говорить, что создана серьезная база для дальнейшего развития экономики Якутии и повышения жизненного уровня ее населения.
 
По большому счету Конституция 1992 года стала правовой основой реальной государственности Якутии, определившей ее дальнейшее развитие, и сыграла большую историческую роль в политической жизни Якутии. С учетом всех политических и экономических реформ, произошедших за всю историю 20-летнего существования Конституции, необходимо отметить, что Основной Закон Республики Саха (Якутия) в максимальной степени создал условия для эффективного функционирования всех ветвей и уровней власти по решению задач устойчивого социально-экономического развития республики.
 
Мы должны уделять особое внимание юридическому просвещению населения. По инициативе Конституционного суда на НВК «Саха» выходят передачи «Конституция и мы». С 2004 года организуем «Академию детского права» в Хангаласском, Намском, Сунтарском, Горном, Таттинском, Верхневилюйском улусах и Якутске.
 
Кроме того, нужно добиться внедрения понятия конституционных ценностей. Это будет гарантией учета властью интересов граждан. Конституционные ценности связаны с соблюдением принципов демократии, верховенства закона.
 
25-летие Конституции – особое событие в жизни республики, объединяющее народ и гарантирующее развитие региона. По большому счету, Конституция 1992 года стала правовой основой реальной государственности Якутии, определившей ее дальнейшее развитие, и сыграла большую историческую роль в политической жизни Якутии.
 
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех якутян с 25-летием Конституции Республики Саха (Якутия) и поблагодарить каждого из вас за ваш вклад в развитие и процветание нашей северной республики, пожелать всем успехов и благополучия!
 
Определило судьбу народов Якутии
 
Одним из тех, кто заложил прочный фундамент парламентаризма, обновленной государственности в республике является депутат Верховного Совета ЯАССР ХII созыва, I и II созывов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Председатель Палаты Республики, заслуженный работник народного хозяйства РС(Я), политик с твердой позицией Егор Ларионов.
 
— Мы, депутаты Верховного Совета ЯАССР ХII созыва, приняли историческую декларацию о государственном суверенитете республики, имеющую огромное политическое и государственное значение. Этот знаковый документ повысил бывший статус автономной республики, стал свидетельством того, что Якутия вступила в полосу развития настоящей государственности. В этом деле участвовали не только депутаты — документ обсуждал весь народ.
 
Вопрос поднимался еще с 1988 года, а был принят во время известных бурных событий в 1990 году. Он стал базовой основой для принятия более 300 законов, важных для народа республики.
 
Основываясь на декларации, была создана алмазная компания. Богатства недр Якутии были объявлены совместной собственностью республики и России. Было заключено много договоров с федеральным центром.
 
На основе этой декларации 27 апреля 1992 года был утвержден Основной Закон – Конституция республики. А до этого, 31 марта Республика Саха подписала Федеративный договор, как равноправный субъект Российской Федерации. Вот это время для меня является самым незабываемым, значимым.
 
Конституция республики имеет огромное историческое значение. Этот документ, принятый на основе Декларации о суверенитете, положений федеративного договора, в первоначальном ее виде работал свыше 10 лет. Основным результатом принятия Основного закона стало право региона распоряжаться природными и земельными ресурсами, в сфере госуправления – на избрание президента и парламента. Были достигнуты хорошие показатели в социально-экономическом развитии, системы образования, здравоохранения, культуры вышли на новый уровень. В сложные 90-е годы удалось создать систему социальной защиты населения. Многое было сделано для развития якутского языка, повышения этнического самосознания народов республики.
 
Стоит отметить, что среди субъектов федерации в принятии Конституции Якутия была первой и послужила примером для других регионов. Этот период был знаменателен пробуждением общественного самосознания. Именно народ являлся основным куратором изменений и принятия Конституции. В современной истории Якутии произошли важные изменения, определившие судьбу народов республики…
 
Конституция принималась в сложное время
 
Государственынй деятель Климент Иванов, в 1990-1991 гг. был председателем Совета министров ЯАССР, 1992-1993 гг. – председатель Верховного Совета ЯАССР:
 
— Стоит отметить, что конституция республики принималась в сложный исторический период, когда в стране разразился политический и экономический кризис. Как известно, это связано с исчезновением с политической карты мира такого государства, как Советский Союз. Становление новой государственности не могло произойти в одночасье, это был сложный и нелегкий процесс.  Речь шла не только о смене формы правления, государственного устройства, но и принципиально новой системе экономики и векторах политического развития.
 
Когда начинала свою деятельность конституционная комиссия, я был председателем Совета министров республики, который взаимодействовал с рабочей группой по многим вопросам. Особую роль при подготовке проекта закона сыграло министерство юстиции под руководством В.Н. Прокопьева. Под общим руководством М.Е.Николаева была проведена кропотливая работа команды юристов в составе министра В.Н. Прокопьева, его заместителя Ю.П. Позднякова, сотрудников юридического отдела Верховного Совета А.П. Илларионова, А.С. Антонова,  П.И. Федорова и известных ученых-правоведов М.М. Федорова, Д.Н. Миронова.
 
Проект Конституции активно обсуждался среди населения.  Стоит отметить, что для того периода нашей истории были характерны широкая гласность, открытость и активность общественного обсуждения. Однако нельзя сказать, что все население единогласно поддержало проект Конституции. В результате обсуждений были приняты многие важные поправки.  Обсуждение в парламенте тоже было непростым из-за наличия нескольких политических течений, представленных в законодательном органе.
 
Мы прекрасно понимали значение и важность федеративного договора для укрепления государственности республики и для принятия Основного закона. Большую роль в принятии договора сыграли Якутия, Татарстан и Башкортостан. Договор установил механизм разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами федерации. Благодаря консолидированной позиции делегации республики была принята важная поправка: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик».
 
Наш суверенитет имел экономическую основу, получив в 90-е годы важные полномочия на владение природными ресурсами. Однако, как известно, многое из того, что было достигнуто в то время, сейчас потеряло силу. На мой личный взгляд, развитие страны будет зависеть от расширения экономических полномочий, экономической свободы регионов. Борьба за освоение природных ресурсов не должна ущемлять интересы республики.  Это главная составляющая в Декларации о государственном суверенитете, и мы должны придерживаться этого завета. Сейчас нашей задачей является обеспечение надежного развития экономики республики.
 
Продвижение на перспективу
 
Доктор социологических наук, профессор АГИИК Ульяна Винокурова была депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) двух созывов: в 1993 году - в Палате Республики, в 1997 году - в Палате представителей. Инициировала и была соавтором 38 законов республики, в том числе была членом рабочей группы по разработке проекта Конституции РС(Я), разработчиком закона  «О науке и научно-технической политике в РС(Я)», участвовала в разработке государственных программ по развитию культуры, образования, молодежной, социальной и национальной политики в республике.
 
– Конституция республики во многом была инновационной и содержала положения, которые получили дальнейшее развитие в международном праве. Так, в нашей Конституции были заложены два вида права – коренных народов и будущих поколений. В статьях Конституции 42, 43 и 44 гарантируются права коренных народов и коренных малочисленных народов Севера. Данные положения были основаны на готовящемся в ООН документе и стали частью нашей Конституции. В подготовке данного документа особую роль сыграли В.А. Роббек, З.А. Корнилова. В результате нашей работы, нормы, заложенные в Конституцию, являются рабочими до сих пор.  Напомню, ООН приняла декларацию о правах коренных народов в 2007 году. Таким образом, можно сказать, что мы на 15 лет “опередели” эту декларацию, активно использовали и апробировали положения о правах коренных народов в своем регионе.
 
Многие положения Конституции основы для будущих поколений и до сих пор служат основой устойчивого развития региона. Это касается права на бесплатное среднее и специальное образование, охрану природы. В этих целях были созданы соответствующие фонды, общественные организации, которые продолжают свою деятельность до нашего времени.  «Государство обеспечивает защиту экологических интересов общества в хозяйственной, промышленной и иной деятельности» (статья 6), «Каждый обязан беречь и охранять природу, рационально использовать ее ресурсы, соблюдать природоохранные нормы» (статья 33). Данные статьи показывают, что Конституция была направлена на будущие поколения, нацелена на перспективу и будущее.
 
В ходе реформирования Конституции Республики положения, касающиеся перспективного развития, остались без изменений. В дальнейшем нужно сохранять основные положения конституции, определивших развитие народов республики в рамках федеративного устройства и правового поля.
 
Подготовил Дмитрий ОСИПОВ
 
Опубликовано: 27 апреля, 2017 - 13:12
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице