Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Справки об отсутствии полезных ископаемых и ценз оседлости: какие предложения в закон о «дальневосточном» гектаре подготовила Якутия | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 19:15 (UTC+9:00) t в Якутске: 3 (21:00)

Справки об отсутствии полезных ископаемых и ценз оседлости: какие предложения в закон о «дальневосточном» гектаре подготовила Якутия

Госдума 18 декабря рассмотрит в первом чтении проект федерального закона о «дальневосточном гектаре». Накануне в якутском парламенте обсудят проект заключения по законопроекту, в котором сформулированы замечания и предложения от республики, и который будет направлен в Государственную Думу РФ. Какие изменения якутские парламентарии считают необходимым внести в проект закона, выясняло ЯСИА.
 
Над проектом рекомендаций работала межведомственная рабочая группа, куда входят народные депутаты, представители органов власти и общественники. В первоначальной редакции проект закона о «дальневосточном гектаре» не учитывает многие аспекты земельных отношений и может быть принят только после исправления недочетов, считают авторы заключения.
 
Поэтапное внедрение
 
По мнению депутатов, существующая редакция, когда каждый гражданин РФ может получить земельный участок по упрощенной процедуре, не учитывает интересы жителей ДФО. В связи с этим они предлагают внедрять закон поэтапно: сначала на уровне муниципальных образований ДФО, затем по всему Дальнему Востоку, и только потом распространить его на всех граждан России.
 
Ценз оседлости
 
Еще одно предложение от Якутии - ввести ценз оседлости, который подразумевает обязательное постоянное проживание получателя участка на территории Дальнего Востока. Существующая редакция дает возможность получить участок, не переезжая на Дальний Восток, что не обеспечивает достижения основной цели законопроекта, которой является привлечение жителей России в дальневосточные регионы на постоянное место жительства.
 
Разработать дополнительные нормы для соблюдения принципа однократности процедуры
 
Однократность получения земельного участка предусмотрена проектом закона, однако информационная система, с помощью которой предполагается их выбирать, не гарантирует, что участок будет предоставлен только один раз. Необходимо дополнить законопроект нормой, которая будет гарантировать однократность получения участка, считают авторы заключения.
 
 
Отказ в предоставлении участка, если он находится в зоне лесных насаждений
 
Если участки, выделяемые гражданам, будут покрыты лесными насаждениями, то могут начаться незаконные рубки леса, опасаются депутаты. Сплошные рубки леса вокруг населенных пунктов могут привести к исчезновению защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных зон, которые создают леса, тем самым будут нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду. Учитывая это, предлагается отказывать в предоставлении земельных участков, если последние покрыты лесом.
 
Отказ в предоставлении участка, если он находится в границах земель, имеющих статус территорий традиционного природопользования
 
Действующее законодательство закрепляет за коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока право безвозмездно использовать земельные участки только под здания и сооружения, для остальных целей безвозмездное пользование не предусмотрено. В случае принятия закона о «дальневосточном гектаре» коренные народы могут лишиться земель, на которых они ведут традиционный промысел, что приведет к упадку из деятельности. В связи с этим предлагается не выделять гражданам РФ участки, которые находятся в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
 
Вопрос о выделении участков в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов РФ решать через референдумы
 
В проекте закона отсутствуют нормы, которые будут регулировать выделение участков в местах традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России. Эти вопросы депутаты предлагают решать путем проведения местных сходов или референдумов. Отрицательное решение, высказанное на сходе или референдуме, они предлагают считать основанием для отказа в предоставлении участка гражданину РФ.
 
На территориях, где не развит Интернет, выделять участки исключительно на основе письменного обращения
 
Разработанный законопроект предполагает выделение участка посредством специально разработанной электронной системы. Однако на территории ДФО много территориальных образований, где скорость и качество Интернета оставляет желать лучшего, а значит, граждане не смогут воспользоваться этим сервисом в полном объеме и их права будут ущемлены. Решение этой проблемы депутаты видят в том, чтобы предоставлять участки через электронную систему только там, где обеспечено хорошее качество интернет-связи, для остальных территорий предусмотреть исключительно порядок письменного обращения.
 
Конкретизировать границы территорий для предоставления земельных участков
 
В предлагаемой редакции законопроекта недостаточно конкретизированы термины, определяющие места выделения участков. Так, в документе предлагается выделять участки, которые "расположены на расстоянии более 10 километров от границ населенного пункта с населением более 50 000 человек, либо в 20 км от населенного пункта с населением более 300 000 тысяч человек, либо в границах сельского поселения". Однако в большинстве регионов Дальнего Востока границы сельских поселений и сельских населенных пунктов не совпадают, и, как следствие, возникает неясность, а именно: следует ли при выделении участков ориентироваться на сельские населенные пункты или сельские поселения. Депутаты предлагают сделать эти указания более конкретными, либо убрать из законопроекта формулировку «сельские поселения».
 
Учесть полезные ископаемые и особо охраняемые природные территории
 
Еще один минус в том, что законопроект недостаточно учитывает возможность залегания в недрах потенциальных участков полезных ископаемых, уже выданные лицензии на недропользование, информации о которых нет в общем доступе, и особо охраняемые территории местного и регионального значения, вернее, те из них, которые не поставлены на кадастровый учет. Будучи неучтенными, эти территории могут быть переданы в пользование гражданам и лишиться особого охранного статуса. Во избежание этого предлагается включить в список оснований для отказа в выделении участка расположение последнего в границах учтенных  или прогнозных запасов полезных ископаемых и в границах территорий с особыми условиями использования. В перечень документов на участок предлагается включить справку из геологического надзора о том, что участок не находится в границах потенциальных месторождений полезных ископаемых.
 
Проект заключения Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) будет рассмотрен на очередном XX пленарном заседании парламента 17 декабря и, после утверждения, направлен в профильный комитет Госдумы РФ. Как отметил в комментарии ЯСИА глава постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев, этим работа над проектом закона не ограничится, уже сейчас идет параллельная работа по подготовке ко второму чтению. «Сейчас документ дорабатывается и как только заключение по законопроекту получит одобрение парламента Якутии, мы немедленно направим его в думский комитет. Наши дальнейшие действия будут зависеть от результатов первого чтения», - сказал он.
 
Галина Мозолевская, ЯСИА
 
 
Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице