Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Госдуме обсудили эффективность бюджетных расходов | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 14:06 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (09:00)

В Госдуме обсудили эффективность бюджетных расходов

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам провел парламентские слушания на тему: «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы». В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных министерств, региональных органов исполнительной власти, Счетной палаты и госкорпораций, сообщает пресс-служба парламента.
 
Открывая слушания, Председатель Госдумы Сергей Нарышкин подчеркнул, что тема эффективности бюджетных расходов становится ключевой как для дальнейшего социально-экономического развития страны, так и для повышения качества жизни населения.
 
«В условиях беспрецедентного внешнего давления, неправовых и незаконных антироссийских санкций, а также снижения мировых цен на энергоносители необходимо задействовать внутренний ресурс, оптимизировать бюджетные расходы, сократив неадекватно завышенные затраты и перераспределив освободившиеся средства на приоритетные направления», - сказал он, заметив, что решение этой задачи в немалой степени зависит и от эффективности парламентского контроля. «Это наша конституционная ответственность. Она заключается не только в том, чтобы раз в год депутаты заслушивали отчет Правительства о проделанной работе. Парламент на всех этапах должен участвовать в бюджетном процессе», - подчеркнул Председатель Госдумы.
 
Пока, по оценке Сергея Нарышкина, нужной согласованности между ветвями власти не хватает. Это видно по проекту нового Бюджетного кодекса, разработанного Министерством финансов. «Если проект будет внесен в Госдуму в таком виде, его ждет непростая судьба», - предупредил он.
 
Обратившись к результатам проверок расходования бюджетных средств, Сергей Нарышкин сообщил, что Счетной палатой в 2014 году выявлено более двух с половиной тысяч нарушений на общую сумму почти в полтриллиона рублей. Основные нарушения связаны с несоблюдением принципа эффективности бюджетных расходов. По-прежнему не удовлетворяет и крайне низкое исполнение госпрограмм.
 
По словам Сергея Нарышкина, не устраивает депутатов и ситуация, когда в ФАИП включаются объекты без утвержденной проектно-сметной документации, а решения о новых стройках принимаются при большом объеме начатого и незавершенного строительства, который ежегодно возрастает почти на 100 млрд рублей. Для преодоления негативной ситуации Сергей Нарышкин предложил перейти на утверждение ФАИП законом о федеральном бюджете. «Это не только повысит ответственность тех, кто формирует федеральные адресные программы, но и уровень парламентского контроля», - сказал он. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении при поддержке всех четырех фракций и до конца весенней сессии может быть принят в окончательной редакции с тем, чтобы бюджет на предстоящие три года формировался с учетом указанных изменений.
 
«Главным критерием работы всех ветвей власти должна стать результативность использования каждого бюджетного рубля, - резюмировал Сергей Нарышкин. - При сокращении бюджетных расходов следует применять понятный и прозрачный подход. Не просто незамысловатое секвестирование бюджета на пять, десять или пятнадцать процентов, а рациональное перераспределение средств с учетом долгосрочных целей, необходимости инвестиций в стратегические проекты, приоритетные направления, в человеческий капитал».
 
Министр финансов Антон Силуанов, не подвергая сомнению правильность и необходимость программно-целевого подхода при формировании бюджета, раскритиковал качество госпрограмм. «Министерства сами себе формируют цели и задания и сами их исполняют», - констатировал он. Для повышения эффективности расходов министр призвал четче определять цели, привлекая для этого независимых экспертов. Он также указал на необходимость повышения эффективности госзакупок и усиление ответственности федеральных органов исполнительной власти за работу с региональными субсидиями. «Субсидии выделяются, а контроля за их использованием нет, в итоге, они зачастую направляются в регионы только во втором полугодии, а доходят до них только к концу года», - сказал Антон Силуанов, сообщив, что в Правительстве готовится распоряжение о дисциплинарных взысканиях для должностных лиц в случае, если субсидии не попадут к получателям до 15 августа.
 
Заметив, что страны с быстрорастущей экономикой не имеют высокого уровня бюджетных расходов, министр согласился с приоритетностью инвестиций в производство и инфраструктуру, но противопоставил им текущие расходы, включая социальные.
 
По данным Антона Силуанова, с 2008 года доля социальных расходов выросла с 9 до 14% ВВП, на оборону - с 5 до 7%. В настоящее время траты на социальные нужды и оборону составляют более половины бюджетных расходов, а инвестиционные ассигнования сокращаются, что приводит к замедлению экономического роста. Расходы на одного ученика общеобразовательной школы за 14 лет выросли в 4,6 раза, а качество образования снизилось с 22-го до 31-го места в рейтинге 60 стран. В вузах затраты на одного студента увеличились почти в пять с половиной раз, но из 950 вузов только 7 входят в список 500 лучших. Аналогичная ситуация, по словам министра, складывается в науке и здравоохранении.
 
Ограничение текущих расходов при одновременном вложении в инфраструктуру даст возможность в будущем увеличить расходы, в том числе социальные, уверен Антон Силуанов. Для сохранения резервов, которых в противном случае хватит на год-полтора, он предложил отказаться от индексации социальных пособий и призвал повышать адресность социальной поддержки. Так, по словам Антона Силуанова, среди получателей социальных выплат более 50% не относятся к категории нуждающихся, а среди действительно нуждающихся помощь получают менее половины.
 
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин, в свою очередь, заметил, что каждое социальное пособие имеет конкретного получателя, а выплаты за заслуги и по возмещению вреда не должны увязываться с материальным положением адресата.
 
Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина подвергла критике так называемую методику обратного счета, когда цели и задачи начинают подгоняться под фактические финансовые лимиты. «Это убьет эффективность любых расходов», - сказала она и в качестве примера привела программу обеспечения инвалидов транспортными средствами: «В 2014 году заявка составила почти 25 млрд рублей, но Минфин выделил только 19,5 млрд рублей. Недофинансирование более чем на пять млрд рублей защищенной адресной статьи привело к росту необеспеченных заявок. В результате, 450 тысяч инвалидов не получили транспортные средства. В 2015 году указанное публичное обязательство недофинансировано на 9 млрд рублей», - сообщила Ольга Баталина, предложив восстановить финансирование.
 
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отметила, что действующее бюджетное законодательство не дает четкого понимания, что такое эффективность. «Отсутствует комплексная система оценки эффективности расходов, не формализованы критерии, с помощью которых можно сделать вывод о том, эффективно ли потрачены средства. Зачастую достигнутые показатели сравниваются с плановыми назначениями, которые устанавливаются самими ведомствами», - рассказала она, признав, что оценка эффективности во многом зависит от качества бюджетного планирования. В преддверии формирования бюджета на 2016-2018 годы основными инструментами повышения эффективности, по словам Татьяны Голиковой, должны стать инвентаризация обязательств, анализ эффективности уже произведенных расходов и учет результатов для будущих бюджетных циклов.
 
Контрольные мероприятия Счетной палаты свидетельствуют также о многочисленных нарушениях в строительстве. В 2014 году не введено в эксплуатацию 407 объектов - более половины от того, что планировалось. «Госзаказчики в ряде случаев не заинтересованы в своевременном вводе объектов, учитывая возможность последующего применения коэффициентов пересчета, индексов дефляторов и иные средства увеличения стоимости строительства», - пояснила Татьяна Голикова.
 
Она также затронула проблему неиспользования бюджетных средств, инвестированных в уставные капиталы акционерных обществ с госучастием. Из 76 таких компаний наиболее крупный объем средств был выделен РЖД, Россельхозбанку, РусГидро и РОСНАНО. По результатам проверок выявлено, что часть средств не используется по целевому назначению в течение двух-трех лет. Средства остаются на счетах организаций, размещаются на депозитах, а процент становится собственностью компании. «Таким образом, происходит беспроцентное государственное кредитование акционерных обществ», - заключила Председатель Счетной палаты.
 
Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что без смены финансово-экономического курса, без формирования профессионально подготовленной команды, без четкого определения приоритетов не обойтись.
 
«Мы должны понимать, что будем жить в жестких условиях. Не нужно считать, что что-то изменится в лучшую сторону. Не изменится. Уже готово соглашение американцев со всей Европой. В конце июля будет создано Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство, по которому все стандарты торговли с Европой будут американские», - сказал он.
 
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Наталья Комарова затронула тему межбюджетных отношений. Она сообщила, что на сопровождение делегированных федеральных полномочий ее регион тратит более 1 млрд рублей. По большинству из них доля федерального софинансирования не дотягивает до половины необходимых средств. По самым дорогим полномочиям - в области лесных отношений, - на которые ежегодно уходит порядка миллиарда рублей, федеральное софинансирование не превышает 38%. Самый важный финансовый дисбаланс возникает из-за того, что большую часть расходов на содержание делегированных полномочий несет региональный бюджет, а доходы поступают в бюджет федеральный. Только за ущерб, причиненный лесному фонду, в 2014 году перечислено более миллиарда рублей.
 
В ответ на это замечание Сергей Нарышкин проинформировал участников парламентских слушаний о том, что на днях Госдума приняла в первом чтении поправку в Бюджетный кодекс, которая обяжет Правительство при внесении проекта бюджета давать обоснование стоимости передаваемых полномочий.
 
Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, заметив, что предстоит относительно долгий период сокращения численности населения трудоспособного возраста, призвал вкладывать средства в человеческий капитал. Однако не все социальные расходы одинаково значимы по своему влиянию на экономический рост. Приоритетное значение имеют инвестиции в образование и здравоохранение. Между тем, в 2015 году многие регионы стали сокращать указанные расходы. «Необходимо переломить эту тенденцию в бюджете 2016 года», - уверен эксперт.
 
Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров подчеркнул, что структура бюджета гораздо важнее сбалансированности. Нельзя добиваться сбалансированности путем постоянного секвестра, считает он. Индексировать пенсии и помогать семьям с детьми за счет снижения расходов на здравоохранение и образование тоже малоэффективно. Одно не должно быть за счет другого. «Не призываю бездумно тратить, но надо понять, что перед нами стоят несколько иные цели, чем просто сбалансированный бюджет и сохранение резервов», - сказал председатель Комитета.
 
По его словам, дефицит средств создан искусственно, в тот момент, когда в первые месяцы профинансировали программу вооружений на 100% и инвестировали в уставные капиталы компаний и госкорпораций средства, которые теперь лежат в банках.
 
По итогам обсуждения Сергей Нарышкин поручил Комитету по бюджету и налогам подготовить рекомендации, которые предложил затем утвердить специальным постановлением палаты. Он также предложил подумать над тем, чтобы законодательно определить срок, в течение которого Правительство должно предоставить в Госдуму проект Основных направлений бюджетной политики, чтобы парламент мог полноценно участвовать в их обсуждении, как это предписано законом.
 
Кроме того, напомнив, что в соответствии с обновленным законодательством поправки к бюджету должны приниматься парламентом, Сергей Нарышкин предложил создать специальную комиссию, которая во внесессионные периоды будет определять, нужно ли выносить то или иное предложение бюджетного характера на рассмотрение палаты, или же речь идет о технических правках. В этом случае комиссия могла бы давать согласие на их реализацию с последующим отражением в законе о бюджете.
 
Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 24 июня, 2015 - 23:49
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице