Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Якутске в рамках межрегионального совещания обсуждены актуальные вопросы развития федерализма | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
4 мая 2024 года, 20:16 (UTC+9:00) t в Якутске: 5 (21:00)

В Якутске в рамках межрегионального совещания обсуждены актуальные вопросы развития федерализма

Актуальные вопросы развития федерализма обсудили участники межрегионального совещания: депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, проведённом 20 июня 2016 года в Зале Республики Якутии.
 
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктор Кидяев подчеркнул своевременность проведения выездного совещания в Якутии, так как на федеральном уровне идёт большая работа по формированию основ государственной региональной политики. «Наша сегодня задача – «сверить часы», выслушать мнения и предложить документ, содержащий новые ведения и подходы в формировании модели российского федерализма», - поставил задачу председатель Комитета Госдумы.
 
Однако спикер Ил Тумэна Александр Жирков выразил мнение, что статус выездного совещания в Якутске не предполагает принятия какого-либо официального документа обобщающего характера и предложил учесть прозвучавшие мнения для проведения дальнейшей работы. Председатель Ил Тумэна озвучил ряд позиций обсуждаемой темы. «Федерализм – одна из важнейших основ конституционного строя российского государства, и всегда будет выступать балансом к стремлению создать централизованные, унитарные структуры в государстве», – сказал он и предложил с учётом дискуссионности многих аспектов федерализма с осторожностью формулировать базовые тезисы и понятия.
 
По мнению Александра Жиркова главным направлением развития федерализма в России может являться только укрепление российского федерализма. «Пытаться ревизировать и перестраивать основы федеративного обустройства означает на деле расшатывание основ государственного строительства Российской Федерации. Какие направления могут стать составляющими в укреплении федеративных отношений – вот что должно стать содержательной стороной нашей дискуссии, – сказал председатель Ил Тумэна. – Тема сегодняшнего совещания обширна и многоаспектна как наша общая Родина – Российская Федерация  и её многонациональный народ. В таком формате мы сегодня не сможем и не обязаны принимать итоговые документы, в которых определяется дальнейшая судьба российского федерализма».
 
Позицию спикера якутского парламента поддержал председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Дмитрий Азаров. «На мой взгляд, выступление председателя парламента Якутии А.Н. Жиркова, заявленное как приветствие, по факту оказалось содержательным и чётким по своим предложениям выступлением. Я во многом с ним согласен и считаю, что нам нужно крайне внимательно и аккуратно подойти к формированию итогового документа и рекомендаций нашего выездного совещания», – сказал сенатор. Таким образом, итоговый документ будет разработан с учётом поступивших предложений.
 
Предложений, между тем, поступило много. Участники совещания обсудили идеи российского федерализма, проблемы разграничения полномочий между федеральным центром и органами государственной власти субъектов Федерации, вопросы организации бюджетного федерализма, проблемы симметричного и асимметричного федерализма и многие другие вопросы.
 
Председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев особое место в своём докладе уделил важной части федерализма – финансово-бюджетным отношениям между Российской Федерацией и её субъектами. «В России работает модель, при которой финансовые средства сначала собираются в федеральном центре, а затем перераспределяются между субъектами. При этом только около 15 субъектов стабильно выступают донорами, то есть не получают межбюджетные трансферты. Та же ситуация в отношениях между субъектами и муниципальными образованиями. Доля собственных доходов субъектов в консолидированном бюджете России не составляет 50 процентов: в 2010 году она составила 38 процентов, а в текущем году с учётом межбюджетных трансфертов составит 41 процент», - сказал докладчик.
 
По мнению депутата Госдумы, в финансовых отношениях не стоит стремиться к «уравниловке», она гасит инициативу на местах, не дает стимулов для развития и наращивания налоговой базы. «Чтобы выйти на золотую середину, необходимо, с одной стороны, провести полную и объективную оценку расходных полномочий всех уровней власти, с другой – разработать четкие стандарты качества жизни  всех граждан.
Сегодня мы вновь возвращаемся к вопросу перераспределения доходных источников. Но решая, какие налоги оставить на местах, мы должны отдавать предпочтение тем, на которые регион или муниципалитет может реально повлиять. Надо давать людям удочку, а не рыбу», – подчеркнул Виктор Кидяев.
 
Сенатор Дмитрий Азаров основной проблемой государственной региональной политики назвал чрезмерную дифференциацию в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Одной из основных причин увеличения дифференциации в социально-экономическом развитии регионов названо сохраняющееся на протяжении многих лет значительное несоответствие расходных обязательств большинства субъектов Федерации и муниципальных образований, связанных с реализацией собственных и переданных им полномочий, с объёмом имеющегося у них финансового обеспечения. «В ходе инвентаризации полномочий установлено, что федеральными законами на региональные органы власти возложено более 630 полномочий. Из них только 107 полномочий возложено с соблюдением порядка, установленного 184-м законом. Свыше 500 полномочий установлены различными федеральными законами без определения их чёткого статуса, неясно, собственные они или делегированные, а также как они должны финансироваться: за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации или за счёт субвенций из федерального бюджета. На реализацию этих 523 полномочий не предоставляются субвенции из федерального бюджета, они финансируются по факту за счет средств субъектов Российской Федерации», – сообщил Азаров. Первоочередными задачами государственной региональной политики докладчик определил оптимальный состав полномочий, исполнение которых возложены на органы государственной власти и органы местного самоуправления, формирование необходимого финансового обеспечения для исполнения этих полномочий.
 
Руководитель Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации Андрей Корнеев сообщил, что по итогам проведения инвентаризации полномочий, переданных органам государственной власти регионов, к началу 2016 года субъектам Российской Федерации делегированы  117 полномочий в 20-и сферах общественных отношений, заключено 125 соглашений о передаче отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти. Начальник отдела межбюджетных отношений Департамента регионального развития Министерства экономического развития Российской Федерации Елена Рудова назвала одной из приоритетных задач основ региональной политики привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор региональной экономики.
 
Вице-спикер парламента Якутии Ольга Балабкина рассказала о современных тенденциях развития федерализма на примере Дальнего Востока и Арктики. Оценивая развитие российского федерализма на современном этапе, парламентарий обратила внимание на то, что российский федерализм пережил несколько стадий развития – от договорного до законодательно закреплённой системы распределения полномочий и компетенций, которые носили в большей степени политический характер. Рассуждая об асимметрии и симметрии российского федерализма, народный депутат Якутии отметила, что асимметрия наблюдалась на стадии формирования и становления, когда происходило конституционное закрепление федерализма. Действующую систему федерализма Ольга Балабкина в большей степени оценила как симметричную. «Думаю, что конец асимметрии произошёл тогда, когда были приняты постановления Конституционного суда РФ по оценке Конституций субъектов Российской Федерации», – пояснила она и на примере индекса бюджетных расходов различных регионов проиллюстрировала пример симметричной Федерации.
 
И.о первого заместителя председателя Правительства Якутии – руководитель Администрации Главы и Правительства республики Юрий Куприянов подчеркнул, что при разработке любых нормативных правовых актов необходимо учитывать особенности регионов. Так, остановился на проблеме по обеспечению жителей труднодоступных населённых пунктов Якутии на качественную круглосуточную медицинскую помощь. Между тем Федеральный закон «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» не учитывает данную специфику регионов, в связи с чем Якутией вносятся изменения в данный закон. Также заявил о недопустимости сокращения «северных» льгот и гарантий и включения в состав Арктической зоны Российской Федерации всех 13 арктических и северных улусов. Юрий Куприянов отметил, что законопроект «Об Арктической зоне Российской Федерации» должен закреплять не только экономические основы, но и социальные льготы и компенсации для населения, проживающего в суровых условиях Арктики. Кроме того указал на необходимость закрепления в федеральном законодательстве социальной ответственности недропользователей.
 
Заместитель председателя Правительства Ставропольского края Ольга Прудникова рассказала о проблемах местного самоуправления и сделала вывод, что оптимальным решением организации местного самоуправления являются городские округа. Заместитель председателя Верховного Совета Республики Хакасия  Светлана Могилина выступила с докладом о конституционных основах компетенции местного самоуправления. Докладчик подняла проблемы передачи отдельных государственных полномочий без финансового подкрепления органам местного самоуправления, а также проблему административно-территориального устройства. Начальник главного управления территориального развития Губернатора и Правительства Хабаровского края Алексей Шевцов рассказал о заключении соглашений по перераспределению полномочий и проблемах их финансового обеспечения, а также поделился проблемами с передачей имущества из собственности сельских поселений.
 
Выступая с докладом о российской модели этнического федерализма, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Богданова отметила, что федерация с точки зрения цели, задач и предназначения даёт возможность соединить единство и многообразие. По её мнению, единство применительно к федерализму мыслиться как «единство – в многообразии».
 
Председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и гармонизации межнациональных отношений Борис Чуев говорил о проблемах формирования муниципального уровня. Также выступил с предложением созывать сессии депутатов наслежного уровня один раз в четыре месяца, в связи с тем, что по причине бездорожья депутатам из отдалённых поселений
 
Также своим видением федерализма поделились ветераны государственного строительства Якутии Егор Ларионов и Зоя Корнилова.
 
Таким образом, основными вопросами обсуждения стали проблемы бюджетного федерализма. Поиск баланса интересов в справедливом финансовом обеспечении всех уровней власти будут продолжены. Как отмечено выше, проект решения межрегионального совещания будет дорабатываться с учётом выступлений в ходе мероприятия.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Новости по теме

Опубликовано: 21 июня, 2016 - 04:56
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице