Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виктор Федоров: «Транспортная инфраструктура в районах Крайнего Севера и Арктической зоны России практически отсутствует» | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 21:53 (UTC+9:00) t в Якутске: 3 (21:00)

Виктор Федоров: «Транспортная инфраструктура в районах Крайнего Севера и Арктической зоны России практически отсутствует»

Выступление
председателя постоянного комитета Ил Тумэна
по экономической, инвестиционной и промышленной политике,
предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры
В.Н. Федорова
на расширенном заседании Комитета Совета Федерации
по экономической политике
 
 
14 декабря 2017 года
 
 
Уважаемые члены Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации!
Уважаемые приглашенные!
 
Транспортная инфраструктура на Дальнем Востоке, в районах Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации, в виде автомобильных и железнодорожных путей, практически отсутствует, а речной и морской транспорт является сезонным. Основным видом пассажирского транспорта в Заполярье являются самолеты и вертолеты малой авиации. Система арктических авиаперевозок в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии. Пассажирооборот самолетов вместимостью 15-19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а вместимостью 12 мест – в 60 раз.
 
В связи с высокой стоимостью строительства и эксплуатации традиционной наземной транспортной инфраструктуры, воздушный транспорт остается безальтернативным средством пассажирского сообщения на территориях Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктических регионов Российской Федерации.
 
Стоимость строительства одного километра автомобильной дороги с твердым покрытием в Республике Саха (Якутия) составляет: ПГС покрытие 4 кат. – 8 млн.руб/км; ПГС покрытие 5 кат. – 4 млн. руб./км; А/б покрытие 3 кат. – 36 млн. руб./км; А/б покрытие 4 кат. – 24 млн. руб./км.
 
С учетом расстояний между населенными пунктами, достигающими нескольких десятков сотен километров, строительство автомобильных дорог, зачастую, совершенно неоправданно с экономической точки зрения. Летный час: Ми-8 – 185.000 руб./час; Ан-2 – 132.000 руб./час.
 
На сегодняшний день большинство самолетов и вертолетов, осуществляющих местные перевозки, дорабатывают свой назначенный ресурс и будут поэтапно выведены из эксплуатации в период до 2018 года (Ан-24, Ан-2, вертолеты Ми-8), а производство воздушных судов Ан-140 и Ан-3 отечественным авиапромом прекращено.
 
Существует огромная потребность в привлечении к грузовым и пассажирским перевозкам, выполнению авиационных работ легких и сверхлегких воздушных судов.
 
В то же время, в сходных природно-климатических и географических условиях на Аляске соотношение количества легких воздушных судов и аэропортов на душу населения иное.  Площадь Аляски составляет 1 717 854 км², из которых 236 507 км² приходится на водную поверхность. Население 731 449 человек (2012). Список аэропортов штата Аляска составляет более 450 единиц (неполный список) (455) включая важнейшие аэропорты (PR), прочие коммерческие аэропорты (CS), аэропорты авиации общего назначения (GA), прочие гражданские аэропорты (отсутствуют в NPIAS),  частные аэропорты (неполный список). Там действует негласный принцип: «Если до деревни нет дороги – значит в ней должен быть аэропорт (авиаплощадка)».
 
Снижение интенсивности полетов малой авиации на Севере страны в постсоветский период привело к масштабной деградации системы северных аэродромов и аэропортов. Высокий процент износа взлетно-посадочных полос и сигнального оборудования, нехватка квалифицированных кадров фактически разрушили немногим более чем за два десятилетия некогда эффективно функционирующую логистическую систему. Достаточно сказать, что за эти годы около 2000 аэродромов в России были переведены в статус "посадочная площадка".
 
Показательно, что по состоянию на май 2014 года по всей России функционировали около 300 гражданских аэропортов, в то время как лишь в одном американском штате Аляска насчитывается более 280 аэродромов. На территории Арктической зоны Российской Федерации в 2015 году действовали 73 аэродрома.
 
Важным шагом по преодолению сложившегося в этой области кризиса в последние годы стало создание Министерством транспорта Российской Федерации с целью сохранения аэропортов с малой интенсивностью полетов в районах Крайнего Севера, субсидируемых из федерального бюджета федеральных казенных предприятий (ФКП) – "Аэропорты Севера" (объединяет 31 аэропорт), "Аэропорты Камчатки", "Аэропорты Чукотки", "Аэропорты Сахалина", "Аэропорты Красноярья", "Аэропорт Амдерма", "Аэропорты Дальнего Востока", "Аэропорт Кызыл". Всего данные ФКП объединяют более 60 аэропортов арктических районов. Стоит учитывать, что процесс модернизации указанных аэропортов займет не один год, так как практически повсеместно требуются масштабные работы по восстановлению взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, ангаров, стоянок, зданий и сооружений, светосигнального оборудования и т.д.
 
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 28 тысяч населенных пунктов, большая часть из которых расположена в районах Крайнего Севера, которые не имеют круглогодичного доступа к транспортным коммуникациям. Вместе с тем, услуги воздушного транспорта остаются недоступными для большей части населения, проживающего в северных субъектах Российской Федерации. Значительное удорожание горюче-смазочных материалов и рост стоимости ремонта техники и затрат на аэронавигационные и портовые сборы, аэропортовое обслуживание и наземное обслуживание вынуждают транспортные предприятия ежегодно увеличивать тарифы на перевозку пассажиров.
 
К регионам, где малая и региональная авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности, относится более половины территории страны.
 
В пределах Арктической зоны 80% пассажиров перевозится малой авиацией на местных воздушных линиях, а оставшиеся 20% имеют региональный характер. В Арктической зоне малой авиацией выполняется более 50% от всех местных авиаперевозок в стране. Более 80% арктических местных перевозок являются социально-значимыми и субсидируются государством.
 
Текущее состояние воздушного законодательства Российской Федерации не позволяет развивать малую и региональную авиацию, как основу транспортного сообщения, вследствие чего существуют проблемы в социально-экономическом развитии регионов, а особенно районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Арктической зоны, которые являются стратегическими территориями для развития государства.
 
Отсутствие малой авиации крайне отрицательно сказывается на транспортном сообщении между малыми населенными пунктами, где полностью отсутствует наземная транспортная инфраструктура.
 
На текущий момент, все региональные инициативы по развитию малой и региональной авиации в своих субъектах, не имеют успеха и не будут его иметь, пока на федеральном уровне не будут созданы соответствующие условия и изменено воздушное законодательство.
 
В связи с громадным социальным значением для страны и ее национальной обороны, законодательная инициатива должна исходить от Совета Федерации.
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) внесло в проект постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)» свои предложения о внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации в части уточнения понятия «авиационные работы».
 
Данные вопросы прорабатываются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) с федеральными органами государственной власти, начиная с августа 2015 года, когда письмом Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова № гс-2912 от 19.08.2015 было направлено Решение № 8 от 25.06.2015 Общего собрания Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» «Об обращении Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу внесения изменений в воздушное законодательство Российской Федерации,  регулирующие деятельность российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки и выполняющих авиационные работы с использованием легких воздушных судов».
 
Данное обращение нашло отклик в виде письма от 27.10.2015 № МС-13/14089 Министра транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколова на имя Председателя комитета по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Е.С. Москвичева с предложением Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» направить конкретные предложения о внесении изменений в воздушное законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки и выполняющих авиационные работы с использованием легких воздушных судов. В частности о внесении изменений в федеральные авиационные правила ФАП-11, ФАП-246. В ответ на письмо от 27.10.2015 № МС-13/14089 Министра транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколова письмом Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова от 17.05.2016 № 1гс-1905 были направлены предложения о внесении изменений в статью 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральные авиационные правила ФАП-128, ФАП-246.
 
В дальнейшем эта переписка была продолжена, и на данный момент в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) на согласование из Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) поступил проект приказа Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам. индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки на легких и сверхлегких воздушных судах. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки на легких и сверхлегких воздушных судах, требования федеральных авиационных правил».
 
В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 февраля 2016 года состоялось заседание «круглого стола» на тему «Обеспечение авиасообщения в северных регионах Российской Федерации» под председательством заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.К. Акимова (совместно с Комитетом Совета Федерации по экономической политике).
 
Следующим шагом в законодательном регулировании вопросов, направленных на развитие рынка авиационных перевозок, должно стать внесение изменений в воздушное законодательство в части регулирования авиационных работ.
 
Значительную помощь в улучшении транспортной мобильности населения региона могли бы оказать авиакомпании, эксплуатирующие воздушные суда малой авиации, имеющие сертификат эксплуатанта, позволяющего выполнять авиационные работы в соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации» (утв. приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249, (ФАП-249).
 
Основным препятствием для полноценного выполнения и расширения услуг по выполнению авиационных работ юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение авиационных работ на легких и сверхлегких воздушных судах является необоснованное ограничение количества разрешенных видов авиационных работ. Согласно ст. 114 Воздушного Кодекса Российской Федерации авиационными работами считаются работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Данный перечень установлен Приказом  Минтранса России от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее – ФАП-128) и содержит только шесть видов авиационных работ: авиационно-химические работы; воздушные съемки; лесоавиационные работы; строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы; работы с целью оказания медицинской помощи; летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации.
 
Из этих работ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие выполнение авиационных работ на легких и сверхлегких воздушных судах, имеют возможность выполнять только три вида авиационных работ. Это воздушные съемки, лесоавиационные работы, работы с целью оказания медицинской помощи.
 
Считаем, что Федеральное агентство воздушного транспорта при выдаче сертификата эксплуатанта на выполнение авиационных работ необоснованно руководствуется вышеуказанными ФАП-128, так как требования данных правил определяют порядок подготовки и выполнения полетов в гражданской авиации Российской Федерации, а сами правила не являются классификатором определения видов авиационных работ. Считаем, что классификацию видов авиационных работ необходимо определять в соответствии со стандартом Российской Федерации «ГОСТ Р 54265-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1071-ст). Данный национальный стандарт содержит перечень из более чем 22 видов авиационных работ и предназначен для применения федеральными органами исполнительной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при идентификации авиационных работ, регулировании и описании деятельности в области авиации, общении на одном языке уполномоченных органов в различных областях деятельности, имеющих отношение к авиационным работам, и производителей и потребителей данных работ, а также для решения широкого круга задач, связанных с организацией, подготовкой, обеспечением и выполнением авиационных работ.
 
На перечисленные в Национальном стандарте 22 вида авиационных работ Росавиацией наложен запрет, в том числе, на такие крайне востребованные виды работ, как перевозка персонала заказчика, его груза, на поисково и аварийно-спасательные полеты, мониторинг животных, ледовая разведка и т.д. Территориальный орган Росавиации, ссылаясь на ФАП-128, не выдает разрешения на виды работ, перечисленных в Национальном стандарте, в свою очередь, надзорные органы, ссылаясь на отсутствие разрешений, запрещает их выполнение, а при их выполнении возбуждает уголовные дела.
 
Использование при сертификации перечня авиационных работ, установленного ФАП-128, не позволяет органам государственной власти, организациям и предприятиям, также населению республики привлекать операторов малой авиации для обеспечения своих потребностей в авиаперевозках, особенно в условиях, когда авиация является единственным видом транспорта, способным осуществлять данные перевозки, в частности, в период весеннего паводка, осеннего ледостава, в пожароопасные периоды, при ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведения поисково-спасательных работ, выполнения рейсов санитарной авиации в труднодоступные и отдаленные местности. Кроме того, это не способствует развитию конкуренции на рынке местных воздушных перевозок, целью которой, в том числе, является снижение стоимости авиауслуг внутри региона.
 
Законодательно разрешить данную ситуацию возможно путем внесения изменений в часть 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, изложив ее в следующей редакции: «1. Авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается национальным стандартом воздушного транспорта».
 
Спасибо.   
Опубликовано: 17 декабря, 2017 - 18:27
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице