2 июля 2022 года, 17:11 (UTC+9:00) t в Якутске: 20 (21:00)

Виктор Губарев о проблемах оленеводческих хозяйств и мерах по созданию условий для их устойчивого развития

Несмотря на принимаемые меры, направленные на сохранение и развитие северного домашнего оленеводства, ситуация в отрасли остается весьма сложной.
 
Динамика численности поголовья домашних оленей за последние годы отражает  устойчивую тенденцию их дальнейшего сокращения. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), в сравнении с 2009 годом на конец 2015 года поголовье оленей во всех категориях хозяйств сократилось на 44,8 тыс. голов или же на 22,3%. Существенное сокращение численности поголовья оленей допущено в улусах, как Томпонский (на 57,0%), Жиганский (на 53,3%), Верхоянский (на 49,0%), Оймяконский (на 36,9%) Алданский (на 36,2%), Кобяйский (на 34,5%), Булунский (на 34,5%) и Среднеколымский (на 28,6%). В 2015 году в Аллаиховском улусе прекратила своё существование отрасль домашнего оленеводства.
 
Слабая материально-техническая база отрасли, отсутствие соответствующих жилищно-бытовых условий на местах кочевий не создают соответствующие условия для ведения производственной деятельности в кочевых условиях. Оленеводы в маршрутах кочевий  по-прежнему проживают в палатках с железной печью при свечах.
 
Не на должном уровне реализуются меры по созданию соответствующих жилищно-бытовых условий на местах кочевий, включая материально-техническое и автономное инженерное обеспечение (теплоснабжение, энергоснабжение, теле-, радио-, космическая связь), регламентированные п.2 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2012 года 1112-З № 1145 – IV «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни». Следует признать, что администрациями отдельных муниципальных районов республики, основной хозяйственной деятельностью населения которых является северное домашнее оленеводство, допускается самоустранение от управления и координации деятельности в сфере оленеводства.
 
Об этом свидетельствует безответственное отношение администрации Аллаиховского улуса к принимаемым мерам по восстановлению поголовья оленей в данном улусе, в результате которого было утеряно порядка 1 200 голов оленей, закупленных у СПК КРО «Нутендли» Нижнеколымского улуса.  Лишний раз подтверждает такое мнение обращение руководителей оленеводческих хозяйств Момского улуса (Т.В. Сигова, В.В. Соловьев, А.В. Громов, Г.С. Слепцов, Е.Е. Дьячкова, Я.Е. Слепцов, И.Е. Слепцов, В.Х. Дьячков, Д.Х. Дьячков) к Главе Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисову и народным депутатам Республики Саха (Якутия) от 15.03.2015 года, где изложено отношение администрации улуса к проблемам оленеводов. Создается впечатление, что функции управления отраслью и ее материально-техническое обеспечение на местах предоставлено самим оленеводам.
 
Несовершенство механизмов мер государственной поддержки, периодическое изменение направлений и порядка субсидирования развития отрасли не стимулируют прирост поголовья оленей и не позволяют хозяйствам спланировать свое будущее. В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 февраля 2015 года №34 «О порядке предоставления субсидий на развитие традиционных отраслей Севера из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы», субсидии на развитие отрасли оленеводства направляются по 13-ти направлениям.
 
Основная часть из них направляется на возмещение затрат по приобретению товарно-материальных ценностей, проведению двухразовой корализации, приобретению снегоходной техники, заготовке и переработке продукции оленеводства, реконструкции объектов и т.п. При этом средства государственной поддержки распыляются и не приносят желаемый экономический эффект. В 2015 году Счетной палатой Республики Саха (Якутия) проведено контрольное мероприятие: «Проверка законности и результативности использования средств государственного бюджета республики Саха (Якутия), направленных на поддержку северного домашнего оленеводства за 2013-2014 годы и 1 полугодие 2015 года», по результатам которого Счетной палатой представлено заключение, свидетельствующее о неэффективности механизмов и порядка предоставления средств государственной поддержки.
 
Вызывает тревогу неблагополучная эпизоотологическая ситуация в отрасли. На конец 2014 года в целом по республике выявлены: по бруцеллезу – 45 и по некробактериозу – 2 неблагополучных пунктов. Существенным остается удельный вес заболеваемости оленей паразитарными и незаразными болезнями. В отчитавшихся оленеводческих хозяйствах на период 2009–2014 годов из-за болезней пало всего 40,4 тыс. голов. В стадах не хватает ветеринарных специалистов и ветмедикаментов. Сложным остается вопрос доставки ветеринарных специалистов и ветмедикаментов в стада.
 
В отдельных хозяйствах из-за отсутствия весенних и осенних коралей, нарушено проведение основных зооветеринарных работ – подсчёт оленей, клеймение тугутов, бонитировка, прививки от опасных заболеваний, что негативно отражается на результативность работ. По данным управлений ветеринарной службы в целом по республике в хозяйствах имеется всего 235 коралей, из них порядка 30% находятся в нерабочем состоянии.
 
Существенным остается доля непроизводительных расходов поголовья оленей. По данным годовых отчетов оленеводческих хозяйств республики на период 2009 - 2015 годов, численность поголовья непроизводительных отходов в них составила 224,0 тыс. голов, из них хищниками затравлено 74,4 тыс. голов. Несмотря на принимаемые меры, численность волков за последнее время кардинально не сократилась. За 2015 год в республике были созданы 25 специализированных бригад для регулирования численности волков, силами которых было добыто 816 волков. Между тем, общая численность травежа оленей волками в сравнении с предыдущим годом не уменьшилась и составила 10 454 голов. Ограниченность суммы ассигнований по организации регулирования численности волков не позволяет должным образом реализовать потенциальные возможности по организации борьбы с волками во всех проблемных территориях и эффективно маневрировать способами охоты в зависимости от природных условий и биологии волка.
 
В результате отсутствия мер, принимаемых по регулированию цен продукции оленеводства на продовольственном рынке, неэффективных механизмов  государственной поддержки отрасли оленеводческие хозяйства республики оказались в сложном финансовом состоянии. За 2015 год выручка хозяйств от реализации продукции оленеводства составила 56 521 тыс. рублей, что покрывала лишь 13,7% всей суммы затрат основного производства, что обусловлено ростом цен на промышленные товары и энергоресурсы, малым объемом товарной продукции и низкими ценами реализации продукции оленеводства на рынке. При фактической себестоимости мяса оленей в (в живом весе) 2015 году 195 416 рублей за тонну, средняя цена реализации мяса оленей составила 78 872 рубля, то есть себестоимость реализованной продукции превышала цену реализации в 2,5 раза, в результате которого по отрасли на 1 рубль затрат выручено всего 0,07 рублей. В динамике последних семи лет затраты основного производства в оленеводческих хозяйствах возросли в 2 раза и на конец 2015 года составили   775 884 тыс. рублей, при котором затраты на содержание 1 оленя с 2 747 рублей в 2009 году возросли до 6 921 рублей в 2015 году.
 
В ряде хозяйств отмечается нарушение технологии ведения отрасли, несоблюдение установленных требований комплекса производственно-технологических (зоотехнических) мероприятий. Наблюдается структурный дисбаланс стада оленей, при котором  маточное поголовье сокращается, что отражается на снижение получения приплода.
 
По причине несоответствующей организации приемки племенных оленей, пригнанных с Нижнеколымского улуса в Аллаиховский улус, свыше тысячи голов племенных оленей были утеряны. В создавшейся с подачи Министерства ситуации пострадавшей стороной оказался СПК КРО «Нутендли», полностью выполнивший свои обязательства по договору. В настоящее время хозяйство имеет просроченную кредиторскую задолженность в сумме 6 718 тыс. рублей. Из-за наличия просроченной задолженности хозяйство находится в состоянии банкротства, из которого имеется единственный выход – расплатиться с кредиторами за счет забоя имеющегося поголовья оленей и реализации их мяса на рынке.
 
Отсутствие надлежащих условий труда и быта оленеводов в кочевых условиях, низкий уровень заработной платы сделали труд оленевода непривлекательным. В отрасли хронически не хватает кадров, молодежь в оленеводство работать не идет. Низкий уровень доходности отрасли не удовлетворяет первичные потребности членов семей оленеводов.
 
Интенсивное промышленное освоение территорий традиционного природопользования в Республике Саха (Якутия) обуславливает отчуждение территорий традиционного природопользования, что влияет на отмечается  на территориях традиционного природопользования Алданского, Анабарского, Булунского, Ленского и Нерюнгринского улусов. На территории Республики Саха (Якутия) в распределенном фонде находятся свыше 400 участков недр, на которых свою деятельность ведут свыше 150 недропользователей, В местах компактного проживания малочисленных народов работают 144 недропользователя. На начало 2015 года заключено двадцать одно соглашение с промышленными компаниями - недропользователями, осуществляющими свою деятельность в местах компактного проживания малочисленных народов.
 
В целях создания соответствующих правовых и экономических условий для устойчивого развития отрасли оленеводства необходимо принять следующие меры:
 
- разработать проект закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О северном домашнем оленеводстве» в части приведения закона в соответствие с федеральным законодательством, также в части редакции статей 4 и 7 «Основные направления государственного регулирования оленеводства» и «Государственное финансирование оленеводства»;
 
- выработать механизм государственной поддержки отрасли, направленного на повышение эффективности производства отрасли, увязанного с основными индикаторами развития отрасли на соответствующий период;
 
- обеспечить исполнение органами местного самоуправления своих полномочий, переданных Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года 881-З №639-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными  полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства»;
 
- на уровне муниципальных образований республики установить контроль за исполнением мероприятий комплекса производственно-технологических (зоотехнических и ветеринарных) мероприятий, обуславливающих соблюдение технологических требований содержания оленей;
 
- принять меры по созданию соответствующих жилищно-бытовых условий на местах кочевий оленеводческих бригад, включая их материально-техническое и автономное инженерное обеспечение (теплоснабжение, энергоснабжение, теле-, радио-, космическая связь), регламентированного п.2 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2012 года 1112-З № 1145 – IV «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), ведущих кочевой образ жизни»;
 
- во исполнение абзаца 12 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) «О северном домашнем оленеводстве» включить дополнительно в перечень мероприятий государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» мероприятия по ветеринарному обслуживанию оленеводства, финансируемых из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
 
- рассмотреть вопрос организации муниципальных унитарных предприятий на базе оленеводческих хозяйств (СПК, СХПК.и КРО);
 
- инициировать поправку к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» в части правового регулирования вопросов взаимодействия промышленных компаний - недропользователей и малочисленных народов в местах компактного проживания этих народов (учет интересов малочисленных народов при отводе земельных участков для разработки недр, обязательность проведения этнологической экспертизы, обязательность заключения соглашений с органами местного самоуправления, ответственность за нарушение правового режима территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов);
 
- сформировать государственный заказ на проведение научно-исследовательских работ по разработке региональной методики исчисления размера убытков, причиняемых малочисленным народам в результате осуществления организациями независимо от формы собственности и физическими лицами хозяйственной и иной деятельности в местах компактного проживания этих народов;
 
- провести за счёт средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) регистрацию территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
 
- усилить государственный экологический надзор за исполнением промышленными компаниями - недропользователями обязанностей по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в местах компактного проживания малочисленных народов, где осуществляется добыча полезных ископаемых;
 
- разработать проект закона Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1998 года З N 29-II «О недрах» в части установления механизма защиты прав и интересов малочисленных народов при пользовании недрами;
 
- установить постоянный контроль за реализацией промышленными компаниями - недропользователями намечаемой деятельности в местах компактного проживания малочисленных народов.
 
Заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор Губарев 
 
Опубликовано: 7 июня, 2016 - 19:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице