Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Выступление Владимира Прокопьева на закрытии II Съезда экологов Республики Саха (Якутия) | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
27 апреля 2024 года, 03:44 (UTC+9:00) t в Якутске: -5 (03:00)

Выступление Владимира Прокопьева на закрытии II Съезда экологов Республики Саха (Якутия)

Предлагаем ознакомиться с текстом выступления председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии, модератора дискуссионной сессии  на тему «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» Владимира Прокопьева. Мероприятие состоялось в рамках работы II Съезда экологов Республики Саха (Якутия) 7 апреля 2017 года в Государственном Собрании (Ил Тумэн).
 
«Уважаемые делегаты съезда!
 
Представляю итоги работы дискуссионной сессии на тему «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности», состоявшейся в рамках работы II Съезда экологов Республики Саха (Якутия) в Государственном Собрании (Ил Тумэн). Выбранная тема является актуальной, на мероприятие вместо сорока заявленных участников приняли участие 147 делегатов Съезда. Дискуссия получилось острой, озвучены  вопросы, которые наиболее волнуют население, общественность республики: радиационная и химическая безопасность, взаимоотношения с хозяйствующими субъектами в области экологической ответственности, опасные производственные объекты, экология малых рек, вопросы обращения с отходами, регулирование добычи мамонтовой кости, вопросы ООПТ (особо охраняемых природных территорий), экологическая безопасность ракетно-космической деятельности, сохранения биологического разнообразия, охрана вечной мерзлоты, обеспечение населения чистой питьевой водой
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики последовательно ведёт работу по совершенствованию природоохранного законодательства.
 
Развитие добывающей, промышленной отрасли последних лет заставило нас по иному взглянуть на правовое регулирование вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Активное участие общественности, населения показало, что наше общество неравнодушно к своей природе и заинтересовано в решении вопросов экологии.
 
В течение последних трёх лет комитетом с участием представителей исполнительной власти, науки, общественности рассмотрены самые злободневные и актуальные вопросы экологии и обеспечения экологической безопасности, по которым были проведены различные мероприятия, по некоторым приняты правовые акты Государственного Собрания. Созданы по всем направлениям экспертные группы.
 
Остановлюсь на основных из них.
 
1.Взаимоотношение с общественностью.
 
В связи с изменением федерального законодательства проведение общественных слушаний по значимым проектам упростилось. На местах должны знать, кто и когда планируют начать и уже ведёт свою хозяйственную деятельность на их территории. В связи с этим, парламент республики принял закон «Об общественном экологическом контроле», сейчас идёт процесс  становления института общественных инспекторов по охране окружающей среды. И мы надеемся, что это станет нашим одним из основных инструментов в решении проблем экологии, позволит привлечь широкую массу активных и грамотных общественников в дело охраны окружающей среды.
 
2. Взаимоотношения с хозяйствующими субъектами. 
 
Взаимодействие с  хозяйствующими субъектами по вопросам экологии должно выйти на новый уровень. Данную работу мы начали с 2014 года с проведения «круглого стола» на тему «Реализация условий лицензионных соглашений крупными  предприятиями-недропользователями». Рекомендации этого «круглого стола» послужили нам основой в дальнейшей работе.
 
В 2016 году мы заслушали информацию руководства АК «АЛРОСА» на выездных парламентских слушаниях в г.Нюрба.  В 2017 году с целью усиления социально-экологической ответственности недропользователей, мы планируем провести соответствующие парламентские слушания с участием всех крупных недропользователей. Нам необходимо добиться того, что каждый недропользователь (не только крупные, но и те, которые занимаются добычей общераспространённых полезных ископаемых) будет заключать соглашение с муниципальным образованием о социально-экологической ответственности при ведении деятельности на соответствующей территории. Это должно быть выгодно не только для муниципалитета, но и для недропользователя. 
 
Соответствующий законопроект, вносящий изменения в Закон Российской Федерации «О недрах» нами внесён на рассмотрение Государственной Думы в 2017 году.
 
Также я предлагаю создать интерактивную карту, где отметить каждого недропользователя, в каком муниципальном образовании он ведёт свою деятельность. А то у нас есть случаи, когда орган местного самоуправления не знает, какие недропользователи ведут свою деятельность на их территории. Это должен знать каждый инспектор, чтобы контролировать их деятельность.
 
3. Вечная мерзлота.
 
С каждым годом мы все чаще сталкиваемся с проблемами, возникающими в связи с оттайкой вечной мерзлоты (обвалы, оползни и т.д). Вся деятельность в области природопользования должна учитывать наличие фактора вечной мерзлоты, между тем правовых основ ее охраны и использования почти нет. В 2017 году мы планируем завершить работу над соответствующим законопроектом.
 
4. Обращение с отходами.
 
Существенно изменено законодательство в области отходов производства и потребления. Роли перераспределены, но проблема остаётся и перспективы по ее решению пока туманные. Надо проводить работу в отношении как коммунальных, так и опасных отходов и заострить внимание на вопросах рекультивации нарушенных земель. В ноябре 2016 года мы провели парламентские слушания по данному вопросу, приняли ряд рекомендаций по решению сложившейся ситуации. Будем и дальше следить за внедрением нового закона в жизнь.
 
5. Надзор и опасные производственные объекты.
 
В последнее время сложилась такая ситуация, когда государственный геологический надзор не эффективен, а это в первую очередь отражается на окружающей среде, в связи с чем в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона, инициированный парламентом Якутии по усилению государственного геологического надзора.
 
В июне 2016 года на «круглом столе» мы обсудили вопросы опасных производственных объектов, где подчеркнули, что отсутствует конкретный перечень объектов, подлежащих федеральному и региональному государственному экологическому надзору. Есть вопросы по отнесению опасных производственных объектов к объектам государственного экологического надзора. Этому вопросу надо уделять особое пристальное внимание со стороны надзорных органов всех уровней и приложить консолидированные усилия по предотвращению любых аварий на данных объектах.
 
6. Финансирование ООС
 
С каждым годом мы наблюдаем сокращение государственных инвестиций на охрану окружающей среды. В целом ежегодно из государственного бюджета республики выделяется порядка семиста миллионов рублей, и в основном они направляются на обеспечение деятельности министерства, в итоге на мероприятия программы средства минимальные. В этих условиях перед  республикой встала проблема выработки своего пути для усиления охраны природы и рационализации использования ресурсов.
 
7. Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности.
 
Постоянный комитет в пятом созыве Госсобрания начал свою работу с вопросов обеспечения экологической безопасности ракетно-космической деятельности, которые вновь стали актуальными для нашей республики. В памяти народа хранится тот негативный пример предыдущих запусков ракет. Отсутствие должного правового регулирования в указанной сфере создало ряд проблем, связанных с возможностью возникновения чрезвычайных ситуаций, возникновением лесных пожаров.
 
Государственное Собрание (Ил Тумэн) выступило трибуной между общественностью, Правительством и Роскосмосом. В результате общей работы удалось немного сместить границу района падения отделяющихся частей ракетносителей. Были приняты два постановления: во-первых, это рекомендации парламентских слушаний по данной тематике, во-вторых, это обращение в адрес Правительства РФ и Государственной Думы о принятии Федерального закона «О районах падения космических объектов», а также разработки федеральной целевой программы «Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности».
 
8. Особо охраняемые природные территории.
 
В последнее время вопрос регулирования ресурсопользования в зависимости от установленной категории и режима ООПТ особенно обострился. И попытки изменить границы особо охраняемых природных территорий участились.
 
Комитетом инициирован Закон республики, внёсший значительные изменения в базовый Закон республики «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)». В апреле 2015 года проведён выездной «круглый стол» в Хангаласском улусе по границам особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия). В результате в июне 2015 года утверждён порядок преобразования особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения. Приняты меры по завершению работ по оформлению прав на земельные участки особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения.
 
9. Радиационная безопасность.
 
Вопросы радиационной безопасности в нашей республике связаны в первую очередь с освоением территории республики. Так в течение 70-80 годов на территории республики было произведено 12 подземных ядерных взрывов, два из которых признаны аварийными, это «Кристалл» и «Кратон-3». В настоящее время много вопросов по обеспечению радиационной безопасности, связанных с освоением Томторского редкоземельного месторождения.
 
В 2014 году обеспечение радиационной безопасности было заслушано на правительственном часе, в 2016 году комитет провёл выездные парламентские слушания в г.Нюрбе по экологической обстановке бассейна реки Марха.
 
Проинформирую, что при комитете работает экспертная группа по радиационной безопасности, на которой обсуждаются вопросы радиационной безопасности.
 
10. Регулирование добычи мамонтовой кости
 
Мы продолжаем работу комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) предыдущего созыва. Так соответствующий законопроект направлен на правовую экспертизу в профильный комитет Государственной Думы. Вопросы, связанные с регулированием добычи бивней мамонта в последние годы стали возникать все чаще. Это в первую очередь связано с отсутствием правового регулирования этой отрасли.
 
11. Обеспечение населения чистой питьевой водой также связано с промышленным освоением территории, когда поверхностные водные объекты задействуют в добыче природных ресурсов. Такой вопрос возник при деятельности ООО «Таас Юрях Нефтегазодобыча» по проекту строительства водозабора на р. Улахан-Ботуобуйа. Комитет непосредственно принял участие в изучении данной проблематики, и при общественном обсуждении проекта предложил провести поисково-оценочные работы по подземным водам на территории Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения в целях использования поддержания пластового давления в нефтяной залежи.
 
12. Экологическое образование
 
У нас в республике действует республиканский закон «Об экологическом образовании», но его нормы практически не работают, так как отсутствует его финансовое обеспечение. Вот где требуется приложить нам всем определённые усилия.
 
13. Здоровье человека и экология, вопросы влияния состояния экологии на здоровье населения у нас в республике стали связывать с освоением «алмазной провинции» и космического пространства. Между тем, чёткого научного подтверждения этого факта нет. Но на практике мы считаем, что этому необходимо уделить самое пристальное внимание не только органам государственной власти, но и научным учреждениям, разработав соответствующую программу научного исследования.
 
Вот те актуальные вопросы, которые возникли в ходе работы комитета, были подняты общественностью и населением республики. Это ставит перед нами задачу совершенствования природоохранного законодательства.
 
Необходимо «перезагрузить» наше отношение к вопросам экологии, обеспечения экологической безопасности, это особенно актуально, когда 2017 год объявлен Годом Экологии и годом Особо охраняемых природных территорий.
 
По инициативе Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александра Жиркова разработана и принята Экологическая доктрина Российской Федерации. Сегодня у нас присутствую представители науки, принявшие самое непосредственное участие в ее разработке.
 
Одной из задач Экологической доктрины является создание эффективной правовой модели регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды, отражающей соотношение экологических и экономических интересов общества, экологические и экономические приоритеты государства. При этом развитие природоохранного законодательства должно быть обязательно увязано с проводимыми экономическими, социальными и иными реформами.
 
В этой связи парламент Якутии в рамках реализации Экологической доктрины Республики Саха (Якутия), начиная с 2017 года, ставит задачу по систематизации природоохранного законодательства, чтобы каждая норма была ясна и понятна, чтобы роль экологии была первостепенной при любой хозяйственной деятельности. Мы ставим перед собой задачу до конца пятого созыва принять Экологический кодекс Республики Саха (Якутия).
 
На дискуссионной сессии озвучено много предложений, некоторые из которых уже включены в проект резолюции Съезда, поэтому я озвучу предложения, поступившие в ходе дискуссии, на мой взгляд, наиболее актуальные и требующие незамедлительного совместного принятия решений, как на законодательном, так и исполнительном уровнях государственной власти, с привлечением научных и общественных организаций.
 
Делегатами съезда, участниками дискуссионной сессии предложено:
 
1. Проводить съезд экологов каждые пять лет;
2. Создать Ассоциацию экологов Республики Саха (Якутия), включив в неё профессиональных экологов и представителей общественности;
3. Ускорить принятие Экологического кодекса республики, закона о вечной мерзлоте и закона республики о социально-экологической ответственности природопользователей;
4. Разработать и принять Законы республики «О рекультивации нарушенных земель», «Об экологическом фонде Республики Саха (Якутия)»;
5. Объединить природные парки республики в ассоциацию, для организованного принятия решений по сохранению сакральных мест Якутии;
6. Разработать и внедрить интерактивную карту недропользования республики, на которой должны быть отмечены все хозяйствующие субъекты, ведущие свою деятельность на территории республики;
7. Поднять перед федеральным центром вопрос о передаче полномочий регионам в области охраны окружающей среды, особенно в части государственного экологического надзора;
8. Разработать программу комплексной оценки экологического состояния арктической зоны;
9. Внедрить проведение геотехнического мониторинга на всех опасных производственных объектов;
10. Проводить обязательную оценку регулирующего воздействия всех принимаемых правовых актов.
 
Подводя итог, отмечу, что создание эффективной правовой модели регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере охраны окружающей среды, отражающей соотношение экологических и экономических интересов общества,  экологические и экономические приоритеты государства – вот наша задача на ближайшие годы».
  
Опубликовано: 11 апреля, 2017 - 12:05
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице