Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Юрий Росляк: "Федеральная программа развития Дальнего Востока исполняется неравномерно" | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
9 мая 2024 года, 20:14 (UTC+9:00) t в Якутске: 2 (21:00)

Юрий Росляк: "Федеральная программа развития Дальнего Востока исполняется неравномерно"

Исполнение федеральной целевой программы "Развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона" происходит неравномерно. Такое мнение высказал Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк в интервью EastRussia.
 
 
- Юрий Витальевич, в прошлом году Счетная палата отметила неравномерность исполнения федеральной целевой программы "Развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона": на 1 сентября 2014 г. исполнение данной программы составляло 23,5%. Какие рекомендации дала Счетная палата дала министерству по развитию Дальнего Востока? От чего зависит равномерное использование средств в течение года и как обстоят дела в первом квартале 2015 года?
 
- Счетная палата неоднократно указывала правительству на проблему неравномерного исполнения расходов федерального бюджета, в том числе по федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". Осенью прошлого года заместитель председателя правительства и полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев провел совещание по данной теме. По его итогам Минвостокразвития и Минтрансу были даны замечания в части координации работы госзаказчиков ФЦП, а работа Россморречфлота и Росавиации признана неудовлетворительной. Однако говорить о том, что проблема решена, пока не приходится. Для примера - кассовое исполнение ФЦП по состоянию на 1 декабря 2014 года составило 43%, а на 1 января 2015 года уже – 94%. По итогам I квартала 2015 года исполнение составило 1,2 %. Это говорит о том, что проблема равномерного исполнения расходов федерального бюджета по программе до сих пор не решена. Хотя этот фактор имеет ключевое значение в данном регионе, так как сроки зачастую обусловлены природно-климатическими особенностями.
 
Основная причина проблемы – отсутствие системы управления ФЦП. Минвостокразвития России, как госзаказчик-координатор, пока не предложил новые формы и методы управления, соответствующее положение все еще не утверждено. Мы направляли в Минвостокразвития свои предложения по этому вопросу.
 
В ДФО в структуре инвестиций в основной капитал доля средств федерального бюджета в 2014 году составила 15,1%. Наиболее значительно она выглядит в Приморском крае - 31,9%, Амурской области - 30,9%, Камчатском крае - 26,9%, Республике Бурятия - 25,9% и Еврейской автономной области - 21,2%.
 
По расходам наибольшую долю – около 60% - занимает социальная сфера. Как вы понимаете, в условиях дефицитности консолидированных бюджетов макрорегиона (за исключением Сахалинской области) необходимо усилить контроль за федеральными инвестициями в объекты капитального строительства транспортной и энергетической инфраструктуры.
 
- На основании проведенной экспертизы проекта госпрограммы "Развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона" Счетная палата в середине прошлого года делала заключение, в котором в числе прочего было отмечено, что "целевые значения большинства показателей проекта программы противоречат ее целям, поскольку имеют тенденцию к снижению и не характеризуют выгоды от ее реализации". Например, сокращены значения по численности населения (если в 2015 году на территории макрорегиона проживает - 11,1 млн человек, то к в 2025 году – планируется 10,8 млн человек), показатели, характеризующие изменение структуры ВРП и улучшение уровня жизни населения макрорегиона, отсутствуют. Меняется ли госпрограмма в реальном режиме времени, в соответствии с вашими рекомендациям и предписаниям исполнительным органам власти?
 
- Счетная палата постоянно контролирует реализацию госпрограммы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". В 2014 году результаты экспертизы были представлены в Госдуму и правительство, а результаты контрольного мероприятия – в том числе и президенту России. В Минвостокразвития мы направили представление по выявленным недостаткам. О принятых мерах министерство обязано доложить до 1 июня 2015 года. В правительство доработанная госпрограмма должна быть представлена до 1 октября текущего года.
 
- 30 марта этого года вступил в силу закон о территориях опережающего развития (ТОР) и объявлены первые ТОРы и инвестпроекты, которые получат господдержку. Вы отмечали, что основными недостатками законопроектов по созданию территорий опережающего развития являются отсутствие необходимых расчетов и обоснований по ряду показателей - по планируемому увеличению налоговых поступлений в бюджетную систему, объему бюджетных инвестиций, необходимых для создания инфраструктуры этих территорий, а также по необходимой отраслевой специализации этих территорий и регулированию имущественных, градостроительных, земельных и иных правоотношений. Подзаконных актов, регулирующих реализацию этого закона, пока нет. Какое ведомство делает предварительное планирование и несет главную ответственность в случае неэффективного использования бюджетных средств, которые будут выделены на ТОРы?
 
- Согласно закону о территориях опережающего развития в течение трех лет со дня его вступления в силу ТОРы могут создаваться только на территориях регионов, входящих в состав ДФО, а также в моногородах. По истечении трех лет ТОРы будет возможно создать на всей территории России. Однако уже сейчас в правительстве идет обсуждение поправок в закон, позволяющих создать такие территории в Калининградской области.
 
Уполномоченный орган по ТОРам в ДФО - Минвостокразвития. Нужные изменения уже внесены в положение о министерстве. Однако они не предусматривают ответственность за достижение целей создания ТОРов в регионах ДФО, и не ясно, каким образом ведомство будет координировать деятельность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, включая институты развития Дальнего Востока, управляющую компанию ТОР и т.д. Соглашений с региональными властями, которые предусмотрены законом о ТОРах, явно недостаточно. А отсутствие указанных положений влечет риски неэффективных расходов государственных средств.
 
- Возможно, такой же регулярный аудит мог бы достичь положительного эффекта в настраивании механизма прозрачности финансовых бюджетных трат, связанных со строительством космодрома Восточный? Как, на ваш взгляд, можно предотвратить возможность хищений огромных бюджетных средств на таких больших объектах, когда в строительстве задействовано огромное количество подрядчиков, да еще и нормы расходования материалов и бюджетного финансирования завышаются мошенническими способами?
 
- Механизм прозрачности финансирования капитального строительства создан не вчера, это целая система функционально ответственных юридических и должностных лиц. Пример со строительством космодрома Восточный не единственный. У нас много крупных строек, финансируемых из федерального бюджета, где возможны злоупотребления.
 
Процесс капитального строительства начинается с проектирования. И уже на этом этапе возможны нарушения. Это – завышение проектных объемов над реально требуемыми, применение излишне дорогих технологий и видов работ, необоснованность сметной стоимости применяемых технологий, материалов, работ и услуг, в том числе через применение завышенных единичных расценок, как в случае со строительством космодрома "Восточный".
 
Кстати, именно этот аспект Счетная палата проверяла в ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов" и в ФАУ "Главгосэкспертиза России". Эти две организации - ключевые в ценообразовании и определении стоимостных показателей всех крупнейших объектов, финансируемых из федерального бюджета.
 
Конечно, в длительном процессе капитального строительства много звеньев, имеющих коррупционные риски, но их первоисточник - утвержденная смета на строительство. Такие же риски содержит процедура размещения заказа и определения исполнителя. На каждом этапе строительного цикла действуют механизмы приемки, оформления и оплаты выполненных работ. Добросовестность их исполнения – категория субъективная, и должностные лица госзаказчиков несут ответственность за нерациональное использование бюджетных средств.
 
- Особое внимание руководства страны обращено сейчас на восточный вектор развития России, где формируются основные мегапроекты: газопровод "Сила Сибири", Восточный полигон – реконструкция Транссиба и БАМа, космодром Восточный, строительство ВНХК НК "Роснефть". Большинство этих проектов будет осуществляться при значительной поддержке государства из федерального бюджета. Не лучше ли делать аудит таких проектов на старте, тщательно рассчитывая соотношение вложенных финансов и полученного эффекта, чем потом иметь недофинансированные, не доведенные до завершения строительные объекты и, в некоторых случаях, экономически неэффективные проекты?
 
- Перечисленные проекты носят стратегический характер, рассчитаны на долгосрочную перспективу и требуют значительных ресурсов, в том числе и государственных средств.
 
Начиная с 2013 года, федеральный бюджет формируется по программному принципу, то есть четко ориентирован на достижение целей государственной политики. Расходы и меры госрегулирования по названным вами проектам предполагают "программные" расходы на бюджетные инвестиции, субсидии, вплоть до текущего содержания министерств, курирующих данные сферы. По сути, указанные масштабные проекты - неотъемлемая часть госпрограмм.
 
Принятый в 2014 году закон о стратегическом планировании в Российской Федерации заложил основы координации стратегического управления и мер бюджетной политики. Руководствуясь положениями данного закона, Счетная палата проводит экспертизу проектов госпрограмм. Мы делаем оценку обоснованности и законности разработанных госпрограмм, их соответствия стратегическим целям и задачам государства, а также достижимости результатов и показателей.
 
Практика проведения экспертизы показывает, что качество госпрограмм во многом определяется уже на начальном этапе работ. Последовательная реализация норм "Закона о стратегическом планировании" и "Закона о Счетной палате" в части экспертизы госпрограмм позволит выявить необоснованные или неэффективные расходы, исходя из соотнесения затрат и результатов, а также с учетом оценки возможных рисков реализации указанных проектов.
 
 
Опубликовано: 6 мая, 2015 - 09:08
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице