Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виталий Басыгысов: Предложения Якутии по законопроекту о госзакупках будут учтены | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
18 мая 2024 года, 02:13 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Виталий Басыгысов: Предложения Якутии по законопроекту о госзакупках будут учтены

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виталий Басыгысов выступил 24 января 2012 года на совещании в Совете Федерации «О работе над проектом федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».
 
В совещании, которое провела председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, приняли участие министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, первый вице-спикер СФ Александр Торшин, заместитель председателя палаты Светлана Орлова, сенаторы Андрей Молчанов, Людмила Нарусова, Николай Рыжков, Юрий Росляк, представители профильных федеральных и региональных органов власти.
 
«Мы с большой надеждой ждали этот закон о контрактной системе. Но когда я изучил его, честно скажу – разочаровался, увы, получилось как всегда. Опять ни слова о северных территориях. Или по Северу планируется принятие отдельного закона? Вряд ли», - начал свое выступление председатель якутского парламента.
 
По его мнению, создается такое впечатление, что разработчики законопроекта просто избегают вопросов, касающихся Крайнего Севера. А особого подхода, особых условий для северных территорий требует сама жизнь.
 
«Почему считается, что закон будет работать одинаково на всей территории Российской Федерации? С таким же подходом мы столкнулись, когда принимались законы «О здравоохранении», «Об образовании», «Об охоте и рыболовстве». В России излишне унифицированные правила. Пора понять, что работать по единым правилам и нормативам в Королево под Москвой или в поселке Андрюшкино за Полярным кругом невозможно», - сказал Виталий Басыгысов.
 
Он отметил, что некоторые предложения Якутии при разработке законопроекта были все же учтены: «В частности, появилась статья о централизации закупок. Учитывая огромную территорию, отдаленность многих населенных пунктов, отсутствие в них современных информационных технологий, вопрос для нас очень важный».
 
В своем выступлении председатель Госсобрания (Ил Тумэн) остановился на трех наиболее актуальных не только для Республики Саха (Якутия), но и для всех северных и арктических регионов России вопросах.
 
Первое – вопросы северного завоза. Северный завоз – это комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера основными жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона. Его особенностью является поставка в ограниченные сроки навигации в северные и арктические районы годового объема потребности населения и социальной сферы в нефтепродуктах и социально-значимых продовольственных товаров, материально-технических ресурсов для ЖКХ.
 
«Для нас наиболее важным является надежность участников поставок, и здесь мы сталкиваемся со следующей проблемой: заказчик, проводя конкурс, ограничен законом и не имеет права предъявлять к участникам закупок, требований, не прописанных в законе. Это приводит к тому, что выиграть госзаказ может практически любая фирма из любой точки России, не имеющая никакого представления о специфике северного завоза. Это приводит к срывам поставок, угрозе чрезвычайной ситуации, поиску нового поставщика и поставкам в экстремальные сроки, а зачастую и в экстремальных сезонных условиях, что приводит к удорожанию поставки до 100% и выше», - сказал Виталий Басыгысов.
 
В законопроекте требования к участникам процедур закупок опять повторяют нормы 94-го федерального закона: минимальный обязательный набор требований, а дополнительные требования может устанавливать только правительство России.
 
В связи с этим Якутия предлагает дополнить законопроект отдельной главой, устанавливающей особенности проведения в северных регионах с ограниченной транспортной доступностью конкурсов на поставку стратегических, жизнеобеспечивающих товаров и услуг. При этом обязательно определить возможность заказчиков устанавливать дополнительные требования в части подтверждения наличия у участника конкурса необходимых активов для выполнения госзаказа.
 
Второй вариант: дополнительно ввести требование о надежности участника процедур закупок. Надежность, как установленный критерий, может быть оценен, например, по своевременности и качеству исполнения обязательств по предыдущим заказам участника. Данный критерий можно сравнить с кредитной историей, которую ведут банки по заемщикам. В таком случае, критерий надежности должен регулярно оцениваться заказчиками по итогам исполнения контрактов и вноситься в единую информационную систему.
 
Виталий Басыгысов добавил, что северная контрактная система требует и финансовой поддержки государства: «Сегодня республика вынужденно исполняет функцию государства по северному завозу самостоятельно. Раньше этим занимался Госкомсевера, то есть вопросами завоза занималось государство».
 
Следующий принципиальный вопрос, который поднял председатель Госсобрания (Ил Тумэн) на совещании в Совете Федерации, касается участия сельских товаропроизводителей в процедуре закупок.
 
«По данным статистики, в Якутии отмечается снижение объемов реализации сельхозпредприятиями основных видов продукции: мяса, молока, картофеля, овощей для госнужд. Удельный вес реализованных овощей за последние 5 лет сократился в 3 раза – с 68% до 22%. В то же время наблюдается рост объемов реализации другим потребителям. К примеру, удельный вес реализованных овощей организациям оптовой торговли, на рынке другими потребителям вырос в 5 раз», - сказал Виталий Басыгысов.
 
По его словам, сегодня многие сельхозпредприятия не имеют оборотных средств для участия в госзакупках, поэтому вынуждены продавать свою продукцию предприятиям оптовой торговли по минимальным ценам, что приводит их к убыткам. В связи с этим, якутский парламент предлагает законодательно закрепить норму, обязывающую заказчика размещать заказ у сельхозтоваропроизводителей так же, как это определено по отношению к субъектам малого предпринимательства. То есть предусмотреть норму, обязывающую заказчиков осуществлять закупки товаров у сельхозтоваропроизводителей в размере не менее чем 10% от общего годового объема закупок товаров по конкурсу.
 
Еще одно предложение, озвученное Виталием Басыгысовым: уточнить положения, касающиеся размещения и исполнения заказов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, обеспечивающие защиту от недобросовестных исполнителей работ. Предлагается дать возможность заказчикам устанавливать обеспечение заявки на участие в торгах до 10%. Эти меры позволят на начальном этапе отсеивать участников размещения заказа, не обладающих необходимым опытом работы. Также предлагается установить возможность проведения конкурса при размещении заказов, так как по ряду причин проведение аукциона нецелесообразно.
 
Председатель якутского парламента считает, что в корне неправильно проводить аукцион на несуществующий объект, аукцион можно проводить на только существующие товары, качество которых обеспечивается одинаково на все виды товаров производством в заводских условиях. Кроме того, наименьшая цена на строительство объекта, по которой определяется победитель аукциона, приводит к ухудшению качества объекта — за счет привлечения низкоквалифицированных фирм и кадров, применения дешевых, некачественных материалов и технологий.
 
«При размещении документации заказчиков обязывают размещать проектно-сметную документацию на официальном сайте в полном объеме. Объем такой информации может достигать 10 гигабайт. При этом у официальных сайтов не имеется технической возможности оперативно размещать такой объем информации. Поэтому предлагается дать право заказчику, не размещая информацию на сайте, установить порядок ознакомления и предоставления ПСД. При размещении заказов стоимость строительства объектов, строящихся в течение 2-3 лет, закладывается, исходя из прогноза инфляции на уроне 8-10%. Но в связи с финансовым кризисом, уровень инфляции оказывался выше прогнозных показателей. Все это приводит к незапланированному росту издержек подрядных организаций, отражается как на финансовом состоянии предприятий, приводит к срыву запланированных сроков и росту объектов незавершенного строительства. В связи с этим предлагается разрешить заказчикам корректировать контрактную стоимость по заключенным долгосрочным контрактам в размере разницы уровня между фактическим и прогнозным уровнем инфляции. Кроме того, предлагается восстановить норму, допускающую в ходе исполнения контракта изменение не более чем на 10% предусмотренного контрактом объема при выявлении дополнительных работ, предусмотрев при этом соответствующее изменение цены контракта и сроков выполнения таких работ», - сказал Виталий Басыгысов.
 
Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) выразил надежду, что новая федеральная контрактная система выработает дифференцированный подход с учетом специфики северных территорий.
 
По итогам встречи председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко дала поручение министру экономического развития РФ Эльвире Набиуллиной поработать над предложениями Якутии. В свою очередь, глава ведомства поручила своему заместителю в ближайшие дни принять группу из Якутии и вплотную заняться предложением по северному завозу.
 
Пресс-служба Ил Тумэна

Опубликовано: 25 января, 2012 - 09:49
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице