Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Законопроект о порядке формирования Совета Федерации готов к внесению в Государственную Думу | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 14:00 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (09:00)

Законопроект о порядке формирования Совета Федерации готов к внесению в Государственную Думу

Проект закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» готов к внесению в Государственную Думу. В итоговом варианте документа в большинстве учтены замечания, сделанные в ходе общественного обсуждения документа.
 
Как отмечалось на итоговом заседании рабочей группы Совета Федерации по разработке законопроекта, предлагаемый порядок формирования предусматривает наиболее адекватный в рамках действующей Конституции РФ механизм максимального привлечения избирателей к процессу выборов членов палаты. Вводится фактически новый институт - рейтинговое голосование. Он уже известен российскому законодательству, но как форма волеизъявления населения будет применяться впервые.
 
В случае принятия закона, Совет Федерации начнет формироваться на новых принципах. Это будет означать, что палата, с одной стороны, будет более независимой, а с другой, теснее связана с регионами.
 
Совет Федерации завершил работу над проектом федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В почти двадцатилетней истории верхней палаты это её первая законодательная инициатива, которая была вынесена на суд общества. Граждане высказали своё мнение и о законопроекте в целом, и конкретные соображения по его отдельным положениям в рамках организованного Советом Федерации широкого публичного обсуждения мер по повышению роли верхней палаты в государственно-политической системе страны. Документ также рассматривался в Общественной палате, представителями научных и экспертных организаций, в федеральных и региональных органах власти, получил отклик в средствах массовой информации. Он неоднократно обсуждался в комитетах Совета Федерации и на его заседании.
 
В общей сложности с законопроектом ознакомилось более 90 тысяч человек, из них почти 2,5 тысячи высказали конкретные соображения и пожелания. Целый ряд из них был учтён при подготовке окончательной редакции законопроекта.
 
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко следующим образом прокомментировала завершение работы над законопроектом:
 
«Это наш первый опыт вынесения законопроекта на по-настоящему широкое общественное обсуждение. Считаю его успешным. Люди поддержали главное в законопроекте – то, что он направлен на повышение роли Совета Федерации путём расширения возможностей влияния граждан на его формирование и деятельность посредством учёта их волеизъявления. Тем самым законопроект полностью в русле идущих в стране демократических преобразований. Россияне настроены на всё более широкое участие в управлении государством, страной, и проект закона расширяет возможности такого участия в сфере законодательной власти в рамках действующей Конституции Российской Федерации.
 
Хотела бы подчеркнуть ещё один аспект законопроекта, который считаю очень важным. Совет Федерации – палата регионов. Он призван выявлять, представлять, отстаивать, реализовывать интересы регионов на федеральном уровне. Ни для кого не секрет, что верхняя палата далеко не всегда выполняла эту функцию последовательно и эффективно. Мы, сенаторы, это видим. Да и в ходе общественного обсуждения наибольшей критике со стороны граждан подверглось именно это направление нашей деятельности.
 
Вот почему в проект закона мы включили положения, которые, по нашему мнению, поднимут и роль, и результативность работы верхней палаты именно как палаты регионов. Это, прежде всего, нормы, определяющие основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации. Они теперь те же самые, что установлены для депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации по инициативе главы субъекта Российской Федерации или регионального парламента законопроектом исключается.
 
Это сделано в интересах регионов, его жителей, так как сенатор, который твёрдо знает, что прекратить досрочно его полномочия не могут ни губернатор, ни руководство органа законодательного органа власти, обретает ту степень самостоятельности, которая сейчас требуется. Он может действовать так, как подсказывают ему его видение ситуации в регионе, его профессионализм, опыт, совесть. Конечно, для дела, для жителей лучше, чтобы в сфере этих взаимоотношений глубоких разногласий, тем более конфликтов не возникало. Вместе с тем устранение досрочного прекращения полномочий позволит сенаторам в полной мере стать действительно представителями региона, его жителей.
 
За двадцать лет опробовано несколько моделей формирования Совета Федерации. Мы, я имею в виду членов Совета Федерации, считаем, что вносимый нами законопроект единственно оптимальный и с точки зрения использования в формировании палаты демократической процедуры учёта волеизъявления граждан, и с точки зрения эффективности реализации её конституционных полномочий. Он увязан с принятым законом о выборах губернаторов. Дело за тем, чтобы по возможности оперативно принять закон, «обкатать» его на практике. Наверное, что затем придётся уточнить, скорректировать. Но концепцию закона, я уверена, точно  менять не придётся».
 
Десять наиболее часто задаваемых вопросов в связи с проектом федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»
 
1. Почему законопроект не устанавливает выборов членов Совета Федерации путём прямого голосования жителей регионов, как это делается, например, в США?
 
Потому что такая процедура формирования Совета Федерации не предусмотрена Конституцией Российской Федерации. В ней чётко сказано, что Государственная Дума избирается, Совет Федерации формируется. В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов законодательной власти. Законодатели считают, что в рамках Конституции РФ этот порядок избрания сенаторов является оптимальным.
 
2. В чём смысл вводимых законопроектом общих требований к кандидатам в члены Совета Федерации по возрасту (не менее 35 лет) и длительности срока проживания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (не менее 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом в члены Совета Федерации)?
 
Законодатели исходили из того, что функции и полномочия Совета  Федерации таковы, что их эффективное выполнение требует обладания немалым профессиональным, политическим, просто жизненным опытом, наличия весомого авторитета, ощутимого общественного признания. Всё это приходит только с годами. Планка в 35 лет представляется в этом плане оптимальной.
 
Что касается пятилетнего срока проживания на территории субъекта РФ (то, что юристы называют цензом оседлости), то он введен для того, чтобы положить конец практике выдвижения в Совет Федерации так называемых варягов, людей со стороны, которые либо вообще не имеют отношения к данному региону, либо это отношение весьма отдалённое. Правда, некоторые «варяги» вскоре становились вполне компетентными, немало делающими для «своего» региона парламентариями. Однако это исключение, а не правило. Жизнь, опыт функционирования Совета Федерации убеждают:  в целом сенаторы из числа жителей соответствующего региона эффективней представляют его интересы.
 
3. Почему ценз оседлости не распространяется на действующих сенаторов и депутатов Государственной Думы, а также на лиц, которые замещают должности, назначение на которые осуществляется Президентом России или по представлению Президента России палатами Федерального Собрания Российской Федерации?   
 
Законодатели исходят из того, что за время работы в одной из палат действующие сенаторы и депутаты Государственной Думы, даже если они не отвечают требованию ценза оседлости, обрели и знание региона, который представляют в Совете Федерации или Государственной Думе, и опыт парламентской деятельности. Что касается лиц, занимающих должности, назначение на которые производится Президентом России или по представлению Президента России, то это люди, обладающие высочайшим профессионализмом и опытом. Отказывать им в праве выдвижения в Совет Федерации на основании отсутствия у них должного ценза оседлости было бы просто расточительством, лишением государства, страны возможности использования кадров, обладающих мощным интеллектуальным и политическим потенциалом.
 
4. Чем руководствовались законодатели, внеся в закон положение о том, что кандидат в члены Совета Федерации должен обладать безупречной репутацией? Это максималистская формулировка, трудно применимая на практике, ведь у любого человека при желании всегда можно найти недостатки.
 
За этой формулировкой стоит убеждение законодателей в том, что ни в сенаторском, ни в депутатском корпусе не должно быть людей, чья репутация представляется сомнительной с правовой или моральной точки зрения. Разумеется, рассуждая чисто юридически, и презумпцию невиновности никто не отменял, и любое сомнение толкуется в пользу «обвиняемого». И всё же сенаторы пришли к выводу, что только такая формулировка, задающая высокую планку, позволит снизить вероятность прихода в верхнюю палату людей, недостойных носить высокое звание члена Совета Федерации по своим нравственным, общественным, деловым качествам.  
 
5. Кто не может рассматриваться в качестве кандидата на пост члена Совета Федерации?
 
Этот перечень содержится в пункте 2 статьи 2 законопроекта. Он стандартный, отвечающей российской и международной практике.
 
6. Не является  ли ущемлением прав человека и гражданина норма, предусматривающая приостановление членом Совета Федерации членства в политической партии?
 
Нет, не является, так как речь не о запрете данному лицу состоять в партии, заниматься политической деятельностью вообще, а о приостановке членства в партии на время исполнения им полномочий члена Совета Федерации.
 
7. Зачем вообще понадобилось введение нормы о приостановлении членства в партии?
 
Член Совета Федерации представляет интересы всего региона, всех его жителей. В этом смысле он, в отличие от Государственной Думы, орган надпартийный. Поэтому в своей деятельности сенатор должен быть свободен от каких-либо ограничивающих его партийных установок, предпочтений. Приостановка членства в партии ему такую возможность предоставляет.
 
8. Получается, что член Совета Федерации от исполнительной власти проходит, хотя и не в прямой форме, через горнило выборов, заручается согласием избирателей на представление региона в Совете Федерации, а член Совета Федерации от законодательной власти через процедуру выборов не проходит?
 
Это не так. Кандидатом  в члены Совета Федерации от законодательной власти может быть только депутат этого органа власти, то есть человек, который уже прошёл через выборы. Кандидатуры вносится на рассмотрение представительного органа его председателем, а также фракцией, группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов. Как видим, на этом этапе тоже имеет место политическая конкуренция, вопрос решается голосованием. Таким образом, волеизъявление граждан опосредованно здесь тоже присутствует, демократически принцип определения кандидата в члены Совета Федерации большинством голосов соблюден.
 
9. Содержит ли законопроект  антикоррупционные «фильтры»?
 
Содержит. Это уже упомянутая норма, устанавливающая, что кандидат в члены Совета Федерации должен обладать безупречной репутацией (пункт 1 статьи 2). Это также пункт 1 статьи 6, согласно которому кандидат в члены Совета Федерации обязан представить соответственно в законодательный орган государственной власти или высшему должностному лицу субъекта РФ сведения о размере и источниках доходов, имуществе самого кандидата, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей. Кандидат представляет также заявление с обязательством в случае наделения его полномочиями члена Совета Федерации прекратить деятельность, несовместимую с этим статусом.
 
10. Не сопряжены ли принятие и реализация законопроекта с дополнительными расходами из средств федерального бюджета?
 
Принятие и реализация данного законопроекта не влекут за собой такого рода расходы. 
 
Источник: сайт Совета Федерации

Опубликовано: 15 мая, 2012 - 07:16
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице