18 августа 2022 года, 01:20 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (03:00)

Ольга Макиенко: Государственная воля должна стать определяющей в развитии Дальнего Востока

 
 
В последнее время активно поднимается вопрос о развитии Дальнего Востока. Не так давно во Владивостоке состоялась XXI сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского Форума, где также обсуждались пути развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также необходимость создания законодательной базы для реализации этого намерения. О перспективах законодательного обеспечения комплексного развития ДФО и участия в этом процессе республиканских парламентариев мы решили побеседовать с председателем постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по государственному строительству и законодательству Ольгой Макиенко.
 
– Ольга Валерьевна, вы принимали участие в заседании XXI сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского Форума, каковы ваши впечатления?
– Межпарламентское сотрудничество, как форма работы, по моему мнению, является одной из самых эффективных. Причем, это касается не только обмена опытом между парламентариями разных стран, но и межрегиональных контактов внутри страны, и даже межмуниципальных, когда депутаты представительных органов улусов и городов встречаются, обсуждают нововведения, эффективность построения работы и тех или иных законодательных актов, принятых на региональном и федеральном уровне. Такие встречи всегда продуктивны и влекут за собой качественное улучшение работы парламентских объединений.
Прошедшая сессия Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума для всех ее участников явилась не просто познавательной с точки зрения общения и обмена опытом, но и практически обоснованной. Обсуждались самые широкие вопросы международного сотрудничества, включая такие сферы как обеспечение безопасности, защита от вредного воздействия окружающей среды, вопросы инвестиционного сотрудничества. Уверена, что представители каждой из стран-участников АТПФ получили исчерпывающую информацию по интересующей их проблематике.
Определяющим было и место проведения форума. В нашей стране заседание форума проводилось в 2007 году в Москве, теперь же местом проведения определен Владивосток – город, находящийся в Дальневосточном регионе страны. Для нашей республики, находящейся в составе Дальневосточного федерального округа, это, безусловно, позитивный знак.
Одной из самых обсуждаемых тем форума стало развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что это многообещающий всеобъемлющий проект, реализация которого, несомненно, отвечает интересам всех стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
– С вашей точки зрения, насколько заинтересовано государство в развитии регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока?
– Я считаю, что сегодня развитие регионов Сибири и Дальнего Востока является стратегической задачей для России, которая подкреплена конкретными решениями – в частности определением данной тематики в качестве основного лейтмотива проведения обсуждаемого нами форума. Существует понимание, что регионы обладают неисчерпаемым ресурсным, сырьевым, энергетическим потенциалом, способным придать мощный импульс развития как России, так и азиатских стран. Для того, чтобы реализовать имеющийся потенциал, необходимо вкладывать большие средства в развитие энергетического сотрудничества, традиционных и нетрадиционных источников энергии, создание региональной энергетической и транспортной инфраструктуры, расширение торгово-экономических связей. Тогда мы сможем говорить о том, что Дальний Восток – станет привлекательным для инвесторов, динамично развивающимся регионом с развитой инфраструктурой и перспективным будущим.
– В то же время намерения сделать регионы Дальнего Востока привлекательными для потенциального инвестора пока не обрели свои реальные очертания…
– На сегодняшний день по поручению президента страны Владимира Путина идет работа над программой развития Дальнего Востока и – что особенно важно – прорабатываются варианты законодательного обеспечения процесса развития. Также в Государственное Собрание не так давно поступили предложения по структуре проекта федерального закона «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона». Этот проект на парламентском форуме был представлен сенатором от Якутии Вячеславом Штыром.
– Ольга Валерьевна, можно немного подробнее о том, что из себя будет предоставлять проект федерального закона «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона»?
– Этот проект включает в себя ряд предложений по созданию особых налоговых режимов для субъектов хозяйственной деятельности на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, особенных бюджетных отношений, созданию и функционированию особых экономических зон, механизмов государственно-частного партнерства и реализации различных проектов по развитию региона, особенностей организации инвестиционной, предпринимательской и производственной деятельности, ценовой и тарифной политики.
Иными словами, документ довольно объемный и прописанный в виде разделов, которые в свою очередь также должны быть расширены конкретизирующими нормами. В то же время в проекте закона предусмотрены такие положения, как взаимодействие государственных органов со специальными институтами развития – Корпорацией развития дальнего Востока и Байкальского региона, Государственной корпорацией «Внешэкономбанк», ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Особенное внимание уделяется условиям развития в новых условиях родовых общин коренных малочисленных народов севера, которые предлагается освободить от всех платежей, связанных с природопользованием.
В ближайшее время парламент республики рассмотрит поступившие предложения, возможно, будут внесены изменения и дополнения и в рабочем порядке, я думаю, будет доработан общий согласованный документ.
– И все-таки сложно себе представить, что в современных условиях возможно создание отдельного закона для отдельного региона Российской Федерации…
– По моему мнению, должен быть подготовлен целый комплекс изменений в законодательство Российской Федерации, по сути представляющий собой институт по развитию определенной территории – в данном случае – по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.
С юридической точки зрения изменения законодательства с этой целью должны быть разделены на две большие группы: это принятие базовых федеральных законов и внесение изменений в ряд федеральных и региональных законодательных актов, например, таких как изменение режима предоставления земель для пользования коренными малочисленными народами севера, иной режим добычи и развития полезных ископаемых.
Кроме того, законодательное обеспечение развития территории должно включать в себя три основные вида направлений. Первое – обеспечить отношения между органами власти и бизнесом (это и тарифная политика, и налоговые льготы, создание особых экономических зон, условий для развития государственно-частного партнерства). Второе – обеспечить отношения между властью и населением (это социальные гарантии, создание условий, мер поддержки для людей, приехавших осваивать регион, и местного населения). Третье – обеспечить взаимоотношения между регионами Дальнего Востока и Байкальского региона (проработка соглашений, возможно, согласованных законодательных актов, в области инвестиционного и экономического сотрудничества).
Здесь хотелось бы добавить, что для жителей республики немаловажным является детальная проработка соглашений с недропользователями, которые приходят в республику. Население должно четко понимать, на каких условиях приходит работать компания, какие она несет социальные обязательства, какие выплаты положены в случае нарушения экологической безопасности.
 Таким образом, с помощью законодательного обеспечения должна быть заложена прочная экономическая основа развития регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это основная цель. Уверена, что, создав такой механизм, мы дадим возможность региону и населению полностью реализовать не только ресурсный, но и человеческий потенциал.
– Ольга Валерьевна, как вы считаете, возможно, было бы усилиями самих регионов поднять Восточную Сибирь и Дальний Восток?
– Наверное, в данном случае неприменимо сослагательное наклонение, поскольку у регионов было достаточно времени сформировать инфраструктуру, обеспечив тем самым инвестиционную привлекательность и развития региона. В то же время мы все понимаем, что развитие регионов, расположенных в центральной части России и на севере – это разные вещи. Условия Крайнего Севера значительно снижают привлекательность республики в глазах инвесторов, учитывая суровые климатические условия, отсутствие инфраструктуры. Безусловно, проще и выгоднее вкладывать средства в развитие тех субъектов Российской Федерации, которые расположены ближе к центру России, имеют достаточное количество инфраструктурных и человеческих ресурсов. И на сегодня мы как раз имеем такую картину – основные финансовые потоки направляются именно в такие регионы.
Безусловно, в республике принимаются меры по привлечению инвесторов. В 2011 году утверждена Программа по формированию благоприятного инвестиционного климата на территории Республики Саха (Якутия). В рамках программы предусмотрено создание таких институтов развития, как Агентство по привлечению инвестиций Республики Саха (Якутия), Фонд прямых инвестиций Республики Саха (Якутия), Центр развития государственно-частного партнерства, создана Венчурная компания «Якутия». Также разработана Инвестиционная стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2016 года с определением ее основных направлений до 2030 года, целью которой является обеспечение высоких темпов развития и привлечения инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия). И принят целый ряд законодательных актов, направленных на обеспечение инвестиционной привлекательности региона. Огромным сдвигом в этом направлении можно назвать окончание строительства железной дороги, обеспечение условий для работы на территории республики крупных компаний российского и федерального масштаба.
И в то же время предпринятых мер для повышения инвестиционной привлекательности республики (и это демонстрирует нам жизнь) оказывается недостаточно. Именно поэтому сегодня необходим тот ряд государственно-правовых механизмов по развитию регионов Восточной Сибири и дальнего Востока, предложенных сегодня к обсуждению.
Главную скрипку в социально-экономическом развитии республики и регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока все-таки должно сыграть государство, меры государственного регулирования, направленные на социально-экономическое развитие регионов. Сегодня уже предпринят ряд мер – прорабатывается специальная государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года», создается госкорпорации по развитию Дальнего Востока, работает Министерство по развитию Дальнего Востока. Считаю, эти меры позитивными и эффективными с точки зрения управления. Принципиальное внимание федерального центра к проблемам регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока должно лишь нарастать, учитывая стремительное экономическое развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Поддерживаю президента страны Владимира Путина, который в приветствии к международному парламентскому форуму отметил: «Результаты вашей законотворческой деятельности во многом определяют направления и динамику социально-экономического прогресса и призваны содействовать более полной реализации огромного потенциала региона. Прежде всего - за счет развития интеграции, стимулирования торговли, поощрения инвестиций и конкуренции, открытия рынков, ликвидации протекционистских барьеров, совершенствования транспортной инфраструктуры». Считаю, что заданный вектор развития приведет к успеху. Население регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, исполнительная и законодательная власть общими усилиями способны повысить экономическую привлекательность региона. Будут инвесторы – будет развитие – будет комфортная жизнь для каждого конкретного человека.
 
Анна ТОМИНА.
Газета «Ваше право»

Опубликовано: 8 февраля, 2013 - 12:59
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице