Роксана Хинди, студентка Маастрихсткого центра социально-экономических инноваций и технологий («UNU-Merit»), родом из Франции, учится в Голландии, проводит исследование по проблемам кочевых школ в нашей республике. Три года назад Роксана впервые посетила Оленекский улус, где познакомилась с несколькими школьниками, которые привлекли ее внимание своим желанием учиться, энтузиазмом и харизмой. Позже она узнала, что это были учащиеся кочевых школ, что очень заинтересовало и вдохновило Роксану.
Представляем ее интервью в рамках исследования с председателем постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре и СМИ Еленой Голомаревой.
- Все ли дети имеют право поступать в кочевые школы?
Не все, в кочевую школу могут поступить только дети оленеводов и только если есть такое желание у самого ребенка. Основная проблема в том, что у молодежи нет желания обучаться в таких школах. Это обусловлено тем, что не каждый сможет выдержать сложные условия кочевья, оленьи стада находятся на отдаленных территориях, нет никакой инфраструктуры. Проект «Кочевая школа» реализуется в республике с 2005 года под эгидой фонда ЮНЕСКО «Образование для всех». Роль кочевой школы – это укрепление связи поколений, воспитание детей, знающих язык, традиции и культуру своего народа, и получение ими профессии по выбору. На данный момент в республике функционирует 13 кочевых школ в 11 улусах.
- Есть ли связи с кочевыми школами из других регионов?
Связи налажены, но не так много, как хотелось бы. У себя мы два раза в год проводим встречи агропрофилированных школ республики.
- Финансирование кочевых школ одинаковое?
Финансирование разное, это зависит от государственного бюджета.
- Некоторые теоретики говорят, что современные инновации могут навредить устоявшемуся строю кочевого населения, их обычаям. А как считаете Вы?
Это вопрос времени. Мы поднимаем вопрос обучения с использованием новых технологий. Сейчас молодежь не может жить в тех условиях, в каких раньше жили наши отцы и деды. Это время уходит, появляются новые вызовы. Мы должны идти в ногу со временем и, конечно, делать все возможное, чтобы традиционная культура и среда не исчезли.
- Интересно узнать, какое будущее у кочевых школ в республике?
После окончания кочевой школы, дети поступают по профилю в сельскохозяйственные академии или техникумы. По собственному выбору, некоторые остаются работать в населенных пунктах, некоторые выезжают в оленеводческие стада.
- Какими Вы видите кочевые школы через 20 лет?
У кочевых школ есть будущее. Эти школы состоятся, если будут заинтересованные, болеющие всей душой за развитие этого направления люди. Если не будет проблем с кадрами, проблем с вводом новых технологий, чтобы не было чувства оторванности от цивилизации.И что очень важно, кочующие люди богаты духовно, поэтому нельзя отрывать детей от семьи, хоть и сложно кочевать с ребенком на руках, ведь это двойной присмотр. Поэтому надо создавать условия, чтобы кочевая семья всегда была вместе.
Студентка UNU-Merit
Роксана Хинди
Опубликовано: 12 марта, 2013 - 12:49