Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Елена Голомарева провела совещание по вопросу введения федеральных государственных требований в учреждениях дополнительного образования детей | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
19 мая 2024 года, 23:35 (UTC+9:00) t в Якутске: -2 (03:00)

Елена Голомарева провела совещание по вопросу введения федеральных государственных требований в учреждениях дополнительного образования детей

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации Елена Голомарёва 6 июня 2013 года провела в парламенте совещание по вопросу реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения нового статуса детских школ искусств и введения Федеральных государственных требований в программы детских школ искусств, детских музыкальных и художественных школ Республики Саха (Якутия).
 
В совещании приняли участие заместитель министра культуры и духовного развития республики Владислав Лёвочкин, заместитель министра профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Якутии Анна Шишигина, директор Образовательного ресурсного центра Дмитрий Попов, председатель Совета директоров детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских художественных школ Якутии Ирина Васильева, ответственные работники министерств и ведомств, директора и преподаватели детских школ искусств, детских музыкальных школ и детских художественных школ Намского, Хангаласского, Олёкминского, Мегино-Кангаласского, Таттинского, Амгинского, Нерюнгринского, Чурапчинского, Томпонского улусов, посёлка Жатай и города Якутска.
 
С информацией о введении федеральных государственных требований в музыкальных, художественных школах и детских школах искусств республики выступил заместитель министра культуры и духовного развития республики Владислав Лёвочкин.
 
Заместитель министра сообщил, что по данным на начало 2012-2013 учебного года в республике действуют 85 учебных заведений и 18 филиалов дополнительного образования детей. В них обучается 14 199 детей, что составляет 7% от всего детского населения Якутии. Обучение ведётся по четырём крупным направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое и театральное. Детские школы искусств функционируют в 32 муниципальных образованиях Якутии и в них работают 1 170 педагогов дополнительного образования. «Таким образом, мы, в отличие от многих субъектов Российской Федерации, сумели сохранить сеть работающих детских школ искусств», - подчеркнул Владислав Лёвочкин.
 
Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, который внёс существенные изменения в статусе детских школ искусств, вступит в силу с 1 сентября 2013 года. В новом законе детские школы искусств определены как особый вид образовательных учреждений, реализующих дополнительные профессиональные общеобразовательные программы в области искусства.
 
Внедрение новых требований подразумевает переориентацию учебного процесса и становление его на профессиональную основу. «Поэтому сохранение и развитие уникальной системы подготовки профессиональных кадров для нашей отрасли в цепочке «Детская школа искусств – училище – ВУЗ» невозможно без стабильного и качественного функционирования первого уровня системы подготовки кадров», - отметил Владислав Лёвочкин.
 
К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и срокам  обучения устанавливаются Федеральные государственные требования. Как сказал заместитель министра, детские школы искусств субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции муниципалитетов, «что создаёт ряд проблем в их обеспечении». Между тем, федеральные государственные требования устанавливают высокие критерии к уровню подготовки педагогических кадров, материально-технической базе, библиотечному обеспечению, инструментарию и т.д. «Следует отметить отсутствие централизованного управления системы образования в сфере искусств из-за некорректного разграничения полномочий между органами федеральной, региональной и органами местного самоуправления», - сказал Владислав Лёвочкин.
 
В соответствии с системой программных мероприятий государственной программы «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2016 годы» детские школы искусств, детские музыкальные и художественные школы финансируются по четырём мероприятиям:
 
1. Повышение квалификации и переподготовка кадров Высшей школы музыки, ССУЗов, детских музыкальных школ, детских художественных школ и школ искусств – в  2013 году предусмотрено 2 млн.807 тыс. рублей.
 
2. Приобретение музыкальных инструментов и учебного оборудования – 3 млн. 700 тыс. рублей.
 
3. Финансирование участия студентов, учащихся и преподавателей в конкурсах и фестивалях -724 тыс. рублей.
 
4. Обеспечение пожарной безопасности – 1 млн. 302 тыс. рублей.
 
«Всего в 2013 году предусмотрено 8,5 млн.рублей, в перерасчёте на каждое учебное заведение, в среднем, предусмотрено по 83 тыс. рублей», - сообщил докладчик.
 
Владислав Лёвочкин отметил, что министерство культуры работает над плановым внедрением федеральных государственных требований и озвучил предложения для перехода на новые условия деятельности. Так, он предложил разграничить полномочия исполнительной власти следующим образом: на уровне министерства культуры и духовного развития – обеспечение финансирования образовательной деятельности учреждений, в том числе, оплату труда работников, осуществление методической работы, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, оборудования, музыкальные инструменты, расходные материалы, иные расходы, на уровне муниципальных образований республики – содержание материально-технической базы детских школ искусств, в том числе, коммунальные расходы, хозяйственные нужды, ремонт и содержание зданий и инженерных коммуникаций.
 
Кроме этого, заместитель министра предложил разработать на региональном уровне механизм субсидирования мероприятий федеральных государственных требований через министерство культуры и духовного развития республики и муниципальные образования улусов.
 
Директор Образовательного ресурсного центра Дмитрий Попов предложил разработать проект восьмилетней государственной программы по развитию отрасли. «Будет государственная программа – будет финансирование. Наш центр ведёт статистику и анализ, идёт сбор данных со всех улусов. Финансирования катастрофически не хватает, с учётом того, что каждая школа просит, в среднем, по 2 млн. рублей дополнительно, в год потребуется финансирование в размере 170 млн. рублей, и это не считая фонда оплаты труда», - говорит Дмитрий Попов.
 
Также он добавил, что в республике проводятся комплексные мероприятия по внедрению Федеральных государственных требований в детские школы искусств: в июле-августе завершится лицензирование школ, в августе проведут совещание с участием всех директоров учебных заведений по переходу на обучение по федеральным государственным требованиям, организуют фундаментальные курсы не только для преподавателей, но и для экономистов и бухгалтеров.
 
Председатель Совета директоров детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских художественных школ Якутии, методист Высшей школы музыки  Ирина Васильева выразила обеспокоенность тем, что муниципалитеты будут смотреть на детские школы искусств как на потребителя, так как функционирующие в системе органов местного самоуправления муниципальных образований детские музыкальные и художественные школы будут финансироваться из средств учредителя. Между тем музыкальные школы в отдалённых сёлах являются единственным очагом культуры.
 
С мнением Ирины Васильевой согласились многие участники встречи, так как для некоторых муниципальных образований действительно простым выходом из сложившейся ситуации станет закрытие учреждений дополнительного образования.
 
Ирина Николаевна также подняла проблему кадрового обеспечения отрасли: «Многие педагоги пенсионного возраста, по причине низкого уровня заработной платы молодёжь не идёт работать в музыкальные и художественные школы. Преподаватели дополнительного образования вынуждены брать двойную нагрузку. Проблемным станет аттестация учителей, так как из-за возросших требований они не смогут набрать необходимое количество баллов для прохождения аттестации».
 
Екатерина Ермолаева из Чурапчинской детской школы искусств предложила обратить внимание на проблему подготовки кадров, проработать систему финансирования работников отрасли, также внесла предложение включить в Инвестиционную программу государственного бюджета строительство типовых зданий детских школ искусств и детских музыкальных школ.
 
Также участники совещания обсудили проблему низкой посещаемости детьми детских школ искуссств. По новым государственным образовательным стандартам дети посещают кружки в общеобразовательной школе, соответственно, посещаемость детьми учреждений дополнительного образования падает.
 
Но основная проблема, которую озвучивали многие – недостаток финансирования, даже в районах, в которых объём финансирования повысился в разы. Например, если в Нерюнгринском районе в прошлом году финансирование составляло 600 тысяч рублей, то в этом году объём финансирования составил в сумме более 3 млн. рублей. Но, как отметила директор Чульманской детской школы искусств Светлана Маслова, на эти 3 млн. рублей приобрели инструменты, которые не обновлялись с 70-80-х годов прошлого века. «Мы только начали заниматься обновлением материально-технической базы. В 2013-2014 учебном году по району остаётся потребность в объёме 6 млн. рублей, которые пойдут на дальнейшее приобретение инструментов, литературу, поездки на конкурсы и покупку концертных костюмов», - говорит Светлана Маслова.
 
Екатерина Винокурова озвучила проблему оснащения учебниками и методическими пособиями, транспортом и ГСМ, потому что по новым требованиям преподаватели должны обеспечивать всех учеников учебниками, возить на концерты, музеи и выставки.
 
Председатель постоянного комитета парламента по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации Елена Голомарёва подчеркнула, что состоялся конструктивный и полезный разговор.
 
«На федеральном уровне действует «Концепция развития детских школ искусств в Российской Федерации», нужно разработать нашу региональную концепцию. Также муниципальным образованиям при рассмотрении бюджета нужно учесть введение федеральных государственных требований», - резюмировала Елена Голомарёва.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
 
Опубликовано: 6 июня, 2013 - 22:46
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице