Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Владимир Прокопьев: За эти 20 лет создана определенная законодательная база в области охраны окружающей среды | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
9 мая 2024 года, 03:28 (UTC+9:00) t в Якутске: 0 (03:00)

Владимир Прокопьев: За эти 20 лет создана определенная законодательная база в области охраны окружающей среды

Выступление председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимира Прокопьева с докладом на тему «О законодательном обеспечении охраны окружающей среды» на торжественном подведении итогов Года охраны окружающей среды Российской Федерации в Республике Саха (Якутия)
 
Уважаемые участники совещания!
 
Позвольте приветствовать Вас от имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Александра Николаевича Жиркова и членов комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии.
 
2013 год – год особенный, посвященный охране окружающей среды, тем самым отмеченный переворотом к отношению  экологии в целом и началом изменений в природоохранном законодательстве.
 
На основании Федерального закона ФЗ – 184 мы имеем право принимать республиканские законы, что очень важно, и для сопровождения промышленного развития нашего региона. Для этого необходима сплоченная работа между Государственным Собранием, в лице нашего комитета, и Правительством республики, в лице Вашего министерства.
 
За эти 20 лет в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) создана определенная законодательная база в области охраны окружающей среды, но надо отметить, что с течением времени необходимо совершенствовать методы регулирования в данной области.  Природоохранная деятельность за  этот период претерпела ряд изменений, были и положительные и отрицательные моменты. Нам необходимо еще раз оглянуться на прошлое, учесть возможности настоящего и, предугадывая будущее, создать более эффективную законодательную базу.  
 
Задел в этом направлении уже есть. В 2012 году Указом Президента Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Данный документ предопределил развитие всей природоохранной деятельности нашего государства. Мы должны добиться, чтобы приоритет экологии был одним из основных направлений при рассмотрении любых инвестиционных проектов и мероприятий, связанных с промышленным освоением территорий.  Это особенно актуально при планируемом развитии Дальнего Востока, Байкальского региона и Арктической зоны страны. Для этого необходимо предпринять ряд  мер, в том числе, в части законодательного обеспечения охраны окружающей среды.
 
1) В первую очередь, необходимо создание экологического фонда, который позволит аккумулировать средства, поступающие от предприятий, в той или иной форме загрязняющих окружающую природную среду. Создание фонда позволит направлять их именно на мероприятия по охране окружающей среды. Необходимость такой меры отмечали все участники недавно прошедшего четвертого Съезда охраны окружающей среды.
 
2) Продолжить работу по разработке проектов федеральных законов «Об экологическом страховании», «Об экологическом аудите», «О нефтяном загрязнении». Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о разработке Экологического кодекса Российской Федерации,   Федерального закона «О районах падения космических объектов» и о разработке федеральной целевой программы «Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности». О вышеперечисленных инициативах мы говорим постоянно, но, видимо, недостаточно.
 
3) Поддерживаю инициативу министерства о совершенствовании разграничения полномочий органов государственной в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Это будет особенно актуально при крупномасштабном освоении природных ресурсов на территории республики. Но для этого необходим эффективный государственный экологический надзор, в связи с чем, комитетом уже направлены предложения по передаче объектов федерального государственного экологического надзора  на региональный уровень. Только таким образом мы сможем эффективно контролировать ситуацию в данной сфере.
 
4) В целях реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, необходимо:
 
- восстановить институт экологической экспертизы для наиболее экологически значимых или опасных объектов,  для проектов генеральных схем и планов развития территорий;
 
- законодательно закрепить обязательность проведения Оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) для всех видов проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу и государственную экспертизу проектной документации.
 
5) Не секрет, что, принимая Законы республики, мы постоянно оглядываемся на федеральное законодательство, мы помним, что работаем в едином правовом поле, но все же должны учитывать свои региональные особенности, как бы это ни было трудно.
 
Особенно актуально это при начальном этапе освоения природных ресурсов. Существует необходимость законодательного закрепления в обязательных условиях лицензионного соглашения, в том числе, вопросов рекультивации, возмещения ущерба при экологических бедствиях, трудоустройства коренного населения.
 
Негативный опыт прошлых лет, такой, как оставшиеся после добычи природных ресурсов хвостохранилища, брошенные отвалы вскрышных пород, разбросанные остатки космических объектов, которые и по настоящее время таят в себе угрозу экологического бедствия, не дают нам покоя и по настоящее время. И чтобы не допустить такой ситуации нам необходимо приложить все усилия, чтобы законодательное обеспечение охраны окружающей среды позволило будущему поколению быть здоровыми, жить в благоприятной окружающей среде.
 
Все это особенно актуально при широкомасштабном развитии Дальнего Востока, Байкальского региона и Арктической зоны, на базе которых создается особый макрорегион с совершенно другими правилами игры освоения природных ресурсов. При этом нагрузка на окружающую природную среду будет в десятки раз превышать существующую в данное время. Еще раз повторюсь, к этому надо быть готовым.
 
Парламентом республики, в том числе комитетом по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии в настоящее время проводится ревизия всех существующих законов в данной области на предмет их актуальности, в результате которой будет подготовлен и внесен как на федеральный, так и на региональный уровень ряд законодательных инициатив в области развития законодательной базы охраны окружающей среды.
 
Но одно – писать законы, второе – их исполнять. Именно от исполнения законов зависит эффективность природоохранной деятельности.
 
Уважаемые сотрудники министерства, экологи предприятий, специалисты муниципальных образований, представители общественных организаций, научных учреждений!
 
От вашей сплоченной работы зависит состояние окружающей среды, качество жизни каждого жителя республики. Предлагаю каждому из Вас переосмыслить свою работу, более усердно подойтик исполнению своих обязанностей. Если у Вас есть предложения по улучшению работы, наш комитет будет рад обсудить и принять ряд решений.
 
Спасибо за внимание.
 
Опубликовано: 20 декабря, 2013 - 17:10
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице