В ходе XXIX пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) 28 сентября 2011 года парламентарии рассмотрели законопроект о внесении изменений в закон «О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Законопроект разработан с целью совершенствования регулирования отношений в области профилактики наркологических заболеваний и условий оказания наркологической помощи, а также во исполнение пункта 2 Плана мероприятий по снижению потребления алкоголя, сохранению и укреплению здоровья населения Республики Саха (Якутия) на 2010-2011 годы.
В августе 2009 года в адрес президента республики аппаратом Государственного антинаркотического комитета была направлена информационная справка о причинах сокращения числа лиц, состоящих на диспансерном учете и под профилактическим наблюдением в наркологических учреждениях в отдельных субъектах Дальневосточного федерального округа Российской Федерации.
Сведения, представленные наркологическими диспансерами Республики Саха (Якутия), Приморского и Камчатского краев. Амурской области, позволяют сделать вывод, что в числе оснований для снятия с учета наркологических больных превалирует снятие с учета в связи с изменением постоянного места жительства, с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением территории. Это значит, что больной, состоящий на учете, наркологический диспансер не посещает, и сведения о его снятии с регистрационного учета получены по месту жительства. Фактически же наркологический больной не меняет место жительства, а меняет социальный статус, оставаясь проживать на той же территории (городе, районе) без регистрации. Также в Республике Саха (Якутия) значительное число лиц снимается с наркологического учета в связи с отсутствием сведений об их местонахождении. В справке было рекомендовано принятие нового нормативного акта, регулирующего порядок учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.
Анализ проблем, существующих в деятельности наркологических учреждений в Республике Саха (Якутия), показывает, что в настоящее время в деятельности наркологической службы прослеживается нестабильность, как и во всей Российской Федерации.
Медленно идет процесс пересмотра федеральной нормативной правовой базы, которая утратила актуальность и противоречит законодательству. Наблюдаются кризисные явления в организации амбулаторной наркологической помощи больным, касающейся оказания профилактики наркологических заболеваний, в том числе преемственности стационарной и амбулаторной помощи, диспансерного учета, оказания медико-социальной реабилитации больных. В связи с проблемами выявления и постановки на учет наркологических больных и лиц группы риска, число состоящих на профилактическом наблюдении и диспансерном учете в наркологических учреждениях (особенно страдающих наркоманией) не соответствует истинной ситуации в республике.
В настоящее время учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией». Согласно данному приказу снятие с учета в связи со стойкой ремиссией производится на основании заключения врачебной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях по тому же приказу (изменение места жительства, осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года, в связи со смертью, отсутствием сведений) снятие с учета осуществляется лечащим врачом на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, либо при официальном посещении (патронаже) больного по месту жительства.
В настоящее время врач психиатр-нарколог не имеет права посещать больного на дому (т.е. осуществлять патронаж). При этом порядок обмена информацией между учреждениями наркологического профиля и соответствующими органами (ЗАГС, отделы адресно-справочной работы ФМС РФ и т.д.) нормативно не урегулирован. В связи с этим, при снятии с учета лиц, состоящих на диспансерном учете и под профилактическим наблюдением в наркологических учреждениях, имеются значительные трудности.
В данное время учреждения наркологического профиля не относятся к полномочным органам, которым отделами адресно-справочной работы ФМС РФ может быть предоставлена информация о физических лицах без их согласия, что препятствует снятию с учета больных по причине изменения места жительства. Органы ЗАГС также не могут предоставлять наркологическим учреждениям информацию об умерших гражданах, поскольку данная информация относится к конфиденциальной и разглашению не подлежит, что затрудняет снятие с учета больных по причине смерти.
На решения этих проблем и направлен законопроект о внесении изменений в закон «О наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) и гарантиях прав граждан при ее оказании». Его принятие позволит обеспечить своевременное снятие больных с учета и повысить достоверность статистических данных. Поправки позволят урегулировать вопросы получения наркологическими учреждениями от соответствующих органов информации, служащей основанием для снятия с учета лиц, состоящих на диспансерном учете и под профилактическим наблюдением.
Законопроект принят в первом чтении.
Пресс-служба Ил Тумэна
Спасибо!