Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Как выбирать и что передавать. В Ил Тумэне обсудили изменения в законодательстве о местном самоуправлении | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 00:17 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (03:00)

Как выбирать и что передавать. В Ил Тумэне обсудили изменения в законодательстве о местном самоуправлении

Республика добилась того, чтобы на уровне регионального законодательства принять или отказаться от изменений в основах формирования и деятельности местного управления, которые вносит федеральный закон № 136ФЦ. Но теперь необходимо самим определиться, какие из положений ФЗ будут реализованы в республике. Это и обсудили на парламентских слушаниях в Ил Тумэне.
 
С полномочиями время терпит
 
Начнем с тех положений вступившего в силу в мае этого года ФЗ‑136, принятие которых «не горит» и не требует спешки. Во‑первых, вводятся два новых вида муниципального образования: городской округ с внутригородским делением и внутригородской муниципальный район. Директивой никто управы Якутска или районы Алдана превращать в самостоятельные муниципальные образования со всеми вытекающими не собирается. Невооруженным глазом понятно, что норма рассчитана на города-миллионники или близкие к ним по численности. Одним словом, особо задерживаться на этом не будем.
 
Во‑вторых, ряд полномочий сельских поселений согласно изменениям, внесенным ФЗ‑136, может перейти на уровень районной администрации. В этом есть определенный смысл, особенно с точки зрения бюджетной обеспеченности этих полномочий. Но в Якутии нельзя не принимать во внимание географические особенности — село может находиться в сотнях километров от районного центра.
 
В этом случае республика имеет возможность самостоятельно определиться, где и какие полномочия сельских поселений передавать в районы. Рассмотрение и принятие соответствующего республиканского закона запланированы на первый квартал 2015 года, при этом весь 2015 год будет считаться переходным в реализации закона. Этому есть финансовое обоснование: проект бюджета республики на 2015 год уже сверстан и готов к внесению в парламент, тогда как передача полномочий неизбежно потребует внесений правок в бюджет, поэтому этот процесс лучше перенести на следующий год, на работу с бюджетом‑2016.
 
Полугодичная отсрочка
 
Самое обсуждаемое положение ФЗ‑136 требует к тому же быстрого принятия решений. Согласно закону муниципальное образование может отказаться от прямых выборов главы, и в таком случае, например, мэр города, будет избираться депутатами представительского собрания из своего числа. Этому положению закона была посвящена самая бурная дискуссия на парламентских слушаниях.
 
Надо также отметить, что определиться, избирать глав всеобщим голосованием или из числа депутатов, якутским парламентариям необходимо в срок до 27 ноября, то есть за полгода с момента вступления в силу ФЗ‑136. Этой отсрочки депутаты добились весной в ходе работы с одним из авторов законопроекта — председателем Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степаном Киричуком. Соответственно проект республиканского закона должен быть готов и внесен в парламент уже на ближайшей сессии и в таком виде, чтобы его можно было принять без проволочек.
 
«Черные» и «белые»
 
На парламентских слушаниях рассматривались также такие предложения, как дифференциация форм избрания в соответствии с численностью населения муниципалитета. В поселениях с числом жителей до 100 человек избирать главу на сходе, а с населением до 1000 человек — из числа депутатов. В более многочисленных селах и городах ничего не менять, избирать путем всеобщих выборов.
 
В поддержку такого предложения выступил глава Жиганского национального эвенкийского района Алексей Мандаров, который сказал, что в маленьких селах глав часто избирают по принципу клановости, родственных связей, в результате пост главы может занять некомпетентный человек, а дифференциация по форме избрания поможеть преодолеть такую практику. В свою очередь глава Оймяконского улуса Михаил Захаров сказал, что это также должно повысить гражданскую активность населения, заставить более ответственно относиться к выборам депутатов, которые должны будут из своего числа выдвинуть главу муниципального образования.
 
Отчасти с ними согласился и депутат Александр Уаров. «Источником власти является народ, и он должен выбирать прямым тайным голосованием. Но в какой-то части я солидарен и с предложениями группы народных депутатов. В сельских поселениях с небольшим количеством избирателей (от 100 до 500 человек) сильна клановость. И это предложение парламентариев будет способствовать искоренению таких проявлений. Я согласен, чтобы в поселениях с численностью населения до 100 человек глава избирался на сходе», — сказал он.
 
В ходе обсуждения даже родились противопоставляющие определения для глав, избираемых из депутатов и всеобщим голосованием: «черные» и «белые». Соответственно возник законный вопрос, каким образом вообще будет функционировать система местного самоуправления, осуществляться равенство прав и возможностей, если одни главы будут «белые», а другие «черные». Были аргументы, выдвинутые и с чисто житейской точки зрения: «Селянин со своими проблемами идет к главе администрации, который наделен всеми полномочиями. А глава будет говорить человеку, что вынесет его вопрос на обсуждение».
 
Рекомендации и предложения
 
Итогом парламентских слушаний по самому животрепещущему вопросу стало не принятие какого-то окончательного решения, а то, что парламентарии услышали доводы и мнение общественности, представителей муниципальных образований и специалистов. Это должно помочь найти компромиссное решение, которое будет отвечать интересам якутян, соответствовать федеральному законодательству и уже сложившимся в республике традициям местного самоуправления. Повторим, времени на подготовку осталось совсем мало, и хотя формально по протоколу слушаний законопроект одобрен, но, на наш взгляд, это лишь основа документа, скорее, набор предложений, не сформированных в окончательную норму.
 
В то же время без возражений одобрены рекомендации объявить 2015 год переходным в части вступления в силу положений ФЗ, регламентирующих передачу ряда полномочий с уровня сельских поселений в районы. Правительству республики рекомендовано разработать и внести на рассмотрение в первом квартале 2015 года проект закона республики о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Якутии. Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики рекомендовано в срок до 1 декабря 2014 года внести предложения в правительство Якутии по перечню государственных полномочий, возможных для передачи на исполнение органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органам местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений — в срок до 1 декабря 2014 года внести в Правительство республики предложения по перечню дополнительных вопросов местного значения, передаваемых на исполнение сельским поселениям с 1 января 2016 года с учетом финансовой обеспеченности и территориальных, социокультурных, производственных особенностей конкретных муниципальных образований.
 
Мнение
 
МСУ — «школа ответственности» Гульсум Бейсембаева, заместитель председателя Комитета по местному самоуправлению Государственного Собрания РС (Я):
— Хотелось бы напомнить вот о чем. Самоуправлению Якутии более 20 лет. С 2003 года, более 10 лет, в стране реализуется основной закон, регулирующий вопросы местной власти, № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наша республика прошла за эти годы долгий непростой путь. На этом пути было много трудностей. Приведение нормативной правовой базы в соответствие федеральному законодательству. Проведение республиканского референдума в 2002 году. Выборы по его итогам. Затем переход на поселенческий уровень самоуправления согласно федеральному законодательству. Выборы и появление по их итогам 445 муниципальных образований.
 
Хотим мы этого или нет, но это — движение вперед. Я в этом уверена. Потому как именно местное самоуправление — основа государственности с одной стороны и развития гражданского общества с другой. И сегодня лишать население выборов самой приближенной к нему власти, при том, что с перерывом в 12 лет мы избрали главу республики — Ил Дархана, выглядело бы, в лучшем случае, нелогично. Ведь именно через выборы рядовой гражданин имеет возможность участвовать в решении вопросов государственного и местного уровня. И глубоко символично, что Президент России В. В. Путин, определяя основную суть самоуправления, называет его «школой ответственности граждан». Ведь из ответственности за конкретную территорию — село, поселок, город — зарождается большая ответственность за республику и страну.
 
 
Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице