Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Гайдаровский форум о проблемах школьного и дошкольного образования, в том числе, Якутии | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
18 мая 2024 года, 13:48 (UTC+9:00) t в Якутске: 6 (09:00)

Гайдаровский форум о проблемах школьного и дошкольного образования, в том числе, Якутии

В рамках третьего дня Гайдаровского форума, 16 января 2015 года, участники мероприятия обсудили вопросы дошкольного, школьного и высшего образования, коммерциализации научных разработок, устойчивого развития городов и территорий, цифровых технологий в гуманитарных науках, проблемы молодых специалистов  и другие вопросы. Основная тема третьего дня Форума – Экономика знаний».
 
Панельную дискуссию по обсуждению проблем сохранения и улучшения дошкольного и школьного образований провели представители Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В мероприятии приняли участие ведущие эксперты и приглашённые гости. Якутию представил заместитель министра образования республики Эдуард Кондратьев.
 
Модераторы дискуссии – ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко и директор Центра социально-экономического развития школы НИУ Высшей школы экономики Сергей Косарецкий – предложили найти ответы на несколько актуальных вопросов: «Что же происходит в образовательных организациях в современных условиях экономического кризиса?», «Что было бы с образованием в регионах, если бы не давление центра?», «Кто реально является движущей силой улучшения образования?», «Самостоятельность организаций – миф или реальность?», «Как использовать ресурсы частного сектора для дальнейшего развития дошкольного образования?».
 
Ключевым на панельной дискуссии стал вопрос взаимоотношений федерального центра и регионов. Разговор начала заместитель председателя Правительства Ульяновской области, министр образования и науки области Екатерина Уба. Министр обратила внимание на «вал проверок» надзорных и других органов. По её словам, на одну школу в среднем приходится по пять проверок в месяц. «Школу, детские сады и центры развития подавляют и не дают работать различные контролирующие органы. Требования проверяющих часто противоречат друг другу», - сказала она и предложила сократить постоянные проверки учреждений школьного и дошкольного образования или свести их в единый федеральный график. «Заниматься образовательным процессам нам (учителям – авт.) некогда. И это реальность», - подчеркнула она. Министр напомнила, что в своём Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин установил надзорные каникулы бизнесу. «Так почему же нельзя установить такие каникулы в образовательных организациях?» - задала риторический вопрос Екатерина Уба.
 
Коллегу поддержал заместитель министра образования Якутии Эдуард Кондратьев. «Проверок у нас излишнее количество. Нет времени заниматься самим образованием, так как приходится выполнять требования федеральных стандартов в области безопасности (пожарной безопасности, санэпиднадзора, охраны и т.д.)», - подчеркнул он.
 
Эдуард Кондратьев рассказал о специфике якутского образования – преобладании малокомплектных общеобразовательных организаций в труднодоступных отдалённых местностях. Он остановился на проблеме с финансированием, так как, по его словам, 65,6% всех республиканских средств направляется в фонд заработной платы, на исполнение «майских указов» Президента России. «При условии повышения заработной платы работников дополнительного образования этот процент станет ещё выше, поэтому на развитие остаётся не так много», - сказал замминистра.
 
Также он предложил повысить статус работников Управлений образований в муниципалитетах, начиная с повышения уровня их заработной платы. Сейчас, по данным Кондратьева, сотрудник Управления образования в муниципальном образовании получает около трети средней заработной платы педагогических работников. Кроме того, он предложил пересмотреть их статус, так как даже начальники Управлений образования не входят в категорию муниципальных служащих, хотя, по сути, они выполняют подобные функции.
 
Кроме того, представитель министерства образования Якутии поднял тему эффективного расходования средств. В качестве примера рассказал, что по федеральной программе «Безопасность дорожного движения» на строительство автогородков на всю Россию выделяют всего 20 млн. 404 тыс. рублей. «Однако по самым скромным расчётам, цена одного автодрома в Якутске составляет 30 млн. рублей. Вопрос – деньги вроде бы выделили, но на то? В том ли количестве?» - задал очередной риторический вопрос Эдуард Кондратьев
 
Замминистра рассказал ещё об одном аналогичном примере с кнопкой тревожного вызова в труднодоступном наслеге в тундре с населением около 100 человек, в котором нет специализированной пожарной службы. «А кнопка должна быть, потому что это федеральное требование, тратим бюджетные деньги для её установки. А куда её вывести? В кабинет главы наслега. А если сигнал будет в нерабочее время, когда главы не будет на рабочем месте? Но формально федеральные требования выполнены, кнопка есть, претензии надзорных органов в этом случае снимаются», - сказал замминистра. Также Эдуард Кондратьев вспомнил требование об установке пандусов к зданиям школ, при том всех – даже малокомплектных, где обучается не более десяти учеников: «Здание ветхое, аварийное, но пандусы должны быть». Ещё один пример – с проводкой в зданиях школ, которые сегодня «требуют в такой короб поместить, завтра – уже в другой короб. А требование, чтобы в школах обязательно стоял металлоискатель? Если даже школа находится в такой глуши, что ни один террорист туда не доберётся, но требования едины по всей Федерации. Перекосов таких много»,- сказал Эдуард Кондратьев.
 
Виктор Болотов продолжил «примеры по Якутии». Он рассказал, что санпожнадзор требует наличие рядом с образовательной организацией водоёма. «То, что восемь месяцев в году этот водоём покрыт льдом, никого не интересует. По федеральным нормативам он должен быть, а работает только летом, когда дети не учатся».
 
На панельной дискуссии Якутию в качестве примера привели ещё один раз. Научный руководитель Института образования НИУ Высшей школы экономики Исак Фрумин рассказал о положительном примере строительства зданий школ и дошкольных организаций по линии Общереспубликанского движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке».
 
Президент Евразийской ассоциации оценки качества образования (EAOKO) Виктор Болотов отметил, что сегодня – в условиях экономического кризиса – мы находимся в ситуации выбора: «Свобода или унификация?». По его мнению, в ситуации кризиса, с унификацией проще: «Все дети и учителя в форме, все ходят строем». И сигналы для выбора унификации Виктор Болотов видит уже сегодня. «Выходим на один учебник – это будет дешевле для страны, для учителя и ученика», - привёл он пример.
 
Кроме того, участники панельной дискуссии обсудили вопросы единства образовательного пространства общего образования, тему подняла первый заместитель образования Российской Федерации Наталья Третьяк; вопросы организации частных дошкольных организаций для обеспечения доступности дошкольного образования, проблемы саморегулируемых организаций и другие вопросы.
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 
Фото из официального сайта Гайдаровского форума
 
 
 
 
Опубликовано: 16 января, 2015 - 23:59
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице