Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

В Москве обсудили Арктику, как национальную идею | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
3 мая 2024 года, 03:41 (UTC+9:00) t в Якутске: 1 (03:00)

В Москве обсудили Арктику, как национальную идею

24 февраля 2015 года в Москве открылся II Международный Инвестиционный Арктический Саммит Развития. Тема Саммита 2015 «Нанотехнологии, военно-промышленный комплекс, инвестиции и Арктика, как национальная идея». 
Саммит-2015 проходит при поддержке Министерства обороны Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, в партнерстве с Арктической Общественной Академией Наук и информационными партнерами «Арктика Инфо», «Арктические ведомости».
 
II Международный Инвестиционный Арктический Саммит Развития посвящен вопросам внедрения нано и коммуникационных механик, технологическому прорыву военно-промышленных разработок в разрезе потребностей арктических регионов.
Главная цель Саммита 2015 – привлечение внимания топ-менеджмента компаний арктического сектора к инвестициям и развитию нано, инженерных, информационно-коммуникационных технологий, топливно-энергетического и сырьевого базиса арктической зоны, решение практических вопросов финансово-промышленного, научно-интеллектуального и инвестиционного потенциала арктической зоны.
Работа саммита была построена на проведении трех рабочих сессий: «Инвестиции в нано, инженерные, коммуникационные технологии, топливно-энергетический и сырьевой сектор арктических регионов», «Северный морской путь как национальная идея и двигатель развития ВПК России», «Международный опыт и инфраструктурное развитие Арктики».
 
В работе Саммита принял участие Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков. Спикер парламента выступил со стендовым докладом, в котором обратил внимание на нормативное регулирование вопросов развития Арктики, в т.ч. Северного морского пути. Обращается внимание на то, что законодательное решение этого вопроса можно рассматривать в нескольких вариантах. 
 
Первый, принять федеральный закон «О северном морском пути». В 1999 году Республика Саха (Якутия) пыталась самостоятельно разработать такой законопроект, однако экономические и организационные сложности рассматриваемой проблематики на тот период не позволили завершить этот проект. Другие арктические регионы также давно предлагают разработать и принять такой закон. В этой сфере сейчас действует принятый в 2012 году Федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», которым предусмотрен ряд мер по развитию СМП, в том числе создание администрации Северного морского пути.
 
Второй вариант, в проекте Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» выделить отдельный раздел о Северном морском пути, посвященный государственному регулированию морского судоходства по этой трассе.
Третьим возможным способом нормативного правового регулирования вопроса о Северном морском пути, а также обеспечения северного завоза, стала бы разработка и принятие  федерального закона «О досрочном завозе грузов в районы Крайнего Севера Российской Федерации». В Якутии действует Закон Республики Саха (Якутия) «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)», устанавливающий правовые и организационные основы государственного регулирования завоза грузов в арктические и северные улусы. Этим законом гарантируется обеспечение арктических районов Якутии товарами и услугами для жизнеобеспечения населения и бесперебойного функционирования организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Республика неоднократно предлагала принять на уровне федерации подобный закон. Северный завоз, осуществляемый также Северным морским путем, ежегодно требует огромных финансовых средств. Республике Саха (Якутия) в 2015 году потребуется 6 миллиардов рублей на обеспечение северного завоза.
 
Одним из предложений Якутии является также активизация межрегионального сотрудничества. Механизмом такого сотрудничества могло бы стать Соглашение между всеми арктическими регионами о совместных действиях в Арктике. Соглашение могло бы стать основой для совместного поиска правовых решений, включая внесение совместных законодательных инициатив по широкому кругу вопросов, в том числе о Северном морском пути.
 
На сегодняшний момент в действующей госпрограмме «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» транспортная составляющая отображена крайне неравномерно. В разделах программы о развитии транспорта порты Тикси и Зеленый Мыс не затронуты. Поэтому требуются нормативные меры, направленные на создание, реконструкцию и развитие в регионах Российской Федерации, тяготеющих к трассе Северного морского пути, транспортно-логистической инфраструктуры (портов, складских комплексов, подъездных железнодорожных путей, таможенных терминалов) и транспортного парка, обеспечивающих качественное обслуживание транзитного грузопотока.
 
Экспертный Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на своих заседаниях констатировал, что сегодня в документах стратегического планирования довольно подробно разработаны стратегические вопросы развития Арктической зоны (Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу от 18 сентября 2008 года и Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года от 20 февраля 2013 года), однако, финансовые, инвестиционные и организационные механизмы такого развития разработаны недостаточно. Одним из главных в этой сфере является подпрограмма «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан», объемы предусмотренных в ней средств не соответствуют сложности и масштабности задач. При этом срок действия этой подпрограммы завершился в 2013 году.
 
Поиск решений и новые подходы к социально-экономическому развитию Арктической зоны подводят к необходимости разработать особое арктическое законодательство, включающее экономические, социальные и экологические нормативные правовые акты.
 
 
Пресс-служба Ил Тумэна
 

Опубликовано: 25 февраля, 2015 - 20:35
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом администратору.
Спасибо!
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице