Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Власть на местах: больше законодательной инициативы! | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
7 мая 2024 года, 00:44 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (03:00)

Власть на местах: больше законодательной инициативы!

Широкий круг вопросов – от совершенствования нормативной базы муниципальных образований до особенностей формирования их бюджета и увеличения доходной базы – был обсужден на семинаре-совещании по вопросам местного самоуправления, состоявшемся в г. Якутске 6 апреля. В его работе приняли участие 136 депутатов от 12 представительных органов муниципальных образований республики.
 
Особенностью этого форума, ежегодно проводимого Якутским региональным отделением ВСМС, Ассоциацией представительных органов местного самоуправления, Якутской городской Думой, стало не только увеличившееся количество участников, но и то, что этим мероприятием был дан старт празднованию 190-летия Якутской городской Думы.
 
На этой «юбилейной» ноте и начал семинар-совещание председатель Якутской городской Думы, лидер вышеназванных организаций Александр Саввинов. Он рассказал, что ровно 10 лет назад, в 2002 году в России началась административная реформа по переходу к местному самоуправлению. В сентябре были проведены местные референдумы, а в декабре состоялись первые в истории республики выборы глав и депутатов представительных органов МСУ на уровне улусов (районов). 2012-й год также – юбилейный для Якутской городской Думы. В 1822 году по административной реформе М.М.Сперанского в городе Якутске был создан представительный орган управления - Якутская городская ратуша, позднее реорганизованная и переименованная в Якутскую городскую Думу.
 
Главная проблема – есть полномочия, нет денег
 
Говоря о задачах, стоящих перед представительными органами муниципальных образований на современном этапе, Александр Саввинов подчеркнул необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере местного самоуправления. Как прозвучало в докладе, «за период времени, прошедший с принятия № 131-ФЗ по сегодняшний день, перечень вопросов местного значения, установленный для муниципального образования каждого вида, подвергался корректировке 19 раз. Общий перечень полномочий, установленный в статье 17 этого закона, – 9 раз. При этом перечень вопросов местного значения поселения увеличился на 12 пунктов, района – на 8, городского округа – на 11».
 
Сегодня главной проблемой развития самоуправления остаётся финансовое обеспечение муниципальных полномочий.
 
– В части мер, которые позволят упрочить собственную доходную базу муниципалитетов и в значительной степени отвязать её от федеральных дотаций, нужен поиск эффективных налоговых источников, - сказал Александр Александрович. - Мы считаем необходимым перераспределение налогов, включающее передачу части налогов на уровень муниципалитетов. Это транспортный налог, налоги на прибыль организаций, налоги, взимаемые по упрощённой системе налогообложения (в том числе от предприятий малого и среднего бизнеса). Также необходимо увеличить норматив отчислений от налога на доходы физических лиц. Причём подоходный налог должен платиться по месту жительства гражданина, а не по месту регистрации работодателя. Нужно вводить местный налог на недвижимость, который целесообразно взимать на основе оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества. Ещё одним важным шагом в решении проблемы должна стать поэтапная отмена ряда льгот по местным налогам, предусмотренных действующим федеральным законодательством.
 
Среди актуальных проблем муниципалитетов докладчик выделил формирование муниципальной собственности. И в этом вопросе законодательная база продолжает обновляться, так как прежняя редакция №131-ФЗ содержала закрытый перечень видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, и не позволяла использовать установленные законом способы привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов МО.
 
К примеру, 21 ноября 2011 года Госдумой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №361-ФЗ, который устанавливает, что в собственности муниципалитетов может находиться и иное имущество (помимо ранее перечисленного в статье 50 №131-ФЗ), необходимое для осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению соответствующих вопросов местного значения. Таким образом, нормы ФЗ № 361 существенно расширяют возможности органов местного самоуправления по формированию пообъектного состава муниципальной собственности.
 
Отметив подвижки в сторону поддержки муниципалитетов, Александр Саввинов подчеркнул, что в этом «есть вклад и Всероссийского Совета местного самоуправления, который проводит опросы среди органов местного самоуправления, вырисовывая реальную картину жизни муниципалитетов, обращает внимание органов государственной власти на их проблемы, проводит анализ и вырабатывает предложения».
 
Законодательство в сфере МСУ совершенствуется
 
На семинаре-совещании с докладом на тему «Совершенствование нормативной базы муниципальных образований, влияние изменений федерального законодательства на развитие местного самоуправления» выступил народный депутат, председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) Дмитрий Горохов, который является заместителем председателя ЯРО ВСМС по нормотворческой деятельности. Он отметил, что федеральное и республиканское законодательство в области организации и обеспечения местного самоуправления постоянно совершенствуется. Так, в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, внесено 69 дополнений и изменений, в том числе 15 изменений и дополнений – в 2011 году.
 
Более подробно Дмитрий Горохов остановился на тех поправках в закон, которые касаются механизмов формирования представительного органа местного самоуправления. Принцип формирования районных и городских советов зависит от количества депутатов представительного органа. Если число депутатов более 20, то районный совет может быть избран двумя способами: либо целиком по партиям (избиратели голосуют только за партийные списки), либо половина – по партийным спискам, другая половина – по округам. При количестве депутатов менее 20 возможны выборы либо полностью по партийным спискам, либо полностью по избирательным округам.
 
 В связи с изменениями федерального законодательства совершенствуется и республиканское законодательство в области избирательного права и местного самоуправления.
 
Так, народные депутаты Ольга Макиенко и Валерий Иванов выступили с законодательной инициативой по внесению изменений в статьи 6 и 44 республиканского закона «О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)». Этот закон был принят в 2011 году. В том же году 28 сентября принят республиканский закон 964-З № 815-IV «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», регулирующий порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований всех уровней – городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов. Законом определены принципы проведения муниципальных выборов, избирательные права граждан, порядок назначения, подготовки и проведения выборов, статус кандидатов, финансовое обеспечение, порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства о выборах.
 
В сфере МСУ принят целый ряд республиканских нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование работы по развитию местного самоуправления в Якутии.
 
Одним из последних решений, принятых Госсобранием (Ил Тумэн), являются поправки в закон «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)», принятые парламентом 21 февраля 2012 года. Как отметил Дмитрий Горохов, эти изменения связаны с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции. Закон дополнен положениями, определяющими виды взысканий, которые могут быть применены к госслужащим в связи с совершением ими коррупционных правонарушений, определен порядок наложения указанных взысканий.
 
Обменяться опытом работы
 
Программа семинара-совещания была насыщенной. В работе его принял участие новый мэр г. Якутска Айсен Николаев, с информациями выступили председатель Счетной палаты республики Егор Марков, исполнительный директор Совета муниципальных образований РС(Я) – ассоциации межмуниципального сотрудничества Семен Кырбасов.
 
Вторую часть семинара можно назвать практической. Об опыте работы Якутской городской Думы во взаимодействии с Окружной администрацией и контрольным органом города Якутска рассказали заместитель руководителя управления Министерства финансов РС(Я) в г. Якутске Алена Неустроева, депутат Якутской городской думы Виктор Федоров, председатель административной комиссии ГО «г. Якутск» Айаал Ноговицын, председатель Контрольно-счетной палаты г. Якутска, заместитель председателя Ассоциации контрольно-счетных органов РС (Я) Иосиф Николаев.
 
Представители районных советов приняли участие в обсуждении задач представительных органов МСУ на современном этапе, проблем совершенствования финансового контроля, получили ответы на интересующие их вопросы. В рамках обмена опытом работы организаторы подготовили и раздали методические материалы каждому участнику семинара, которые, несомненно, помогут в организации повседневной деятельности муниципалитетов.
 
Во второй день форума состоялась II Спартакиада депутатов представительных органов муниципальных районов, на которой активисты местного самоуправления продемонстрировали свое спортивное мастерство, командный дух и волю к победе.
 
Зинаида Топурко, газета «Ил Тумэн»
Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице