Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Чтобы дети пели, рисовали, танцевали… | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
6 мая 2024 года, 22:38 (UTC+9:00) t в Якутске: 10 (21:00)

Чтобы дети пели, рисовали, танцевали…

Сегодня в республике работают 213 учреждений дополнительного образования, в которых обучается свыше 95 тысяч детей. О том, как им дальше развиваться в реалиях нового времени, и шла речь на «круглом столе» в Госсобрании (Ил Тумэн), который был организован по инициативе постоянного комитета парламента по науке, образованию, культуре и СМИ.
 
Будущее – за техническим творчеством
 
В работе «круглого стола», который проводился в рамках Декады дополнительного образования детей в РС (Я), приняли участие народные депутаты республики, представители Министерства образования, Министерства культуры республики, руководители учреждений дополнительного образования.
 
В своем вступительном слове председатель постоянного комитета парламента Елена Голомарева подчеркнула, что встреча должна дать новый импульс развитию дополнительного образования. Сегодня вопросы его развития постоянно поднимаются в правительстве Российской Федерации на уровне различных партийных проектов. По мнению народного депутата, республика добилась определенных успехов в этой области, но есть и реальные проблемы, о которых нужно говорить и решать на разных уровнях.
 
Как отметила в своем докладе заместитель министра образования Евдокия Никифорова, в республике разработаны и приняты нормативно-правовые документы, такие как Концепция развития системы дополнительного образования детей (2006 г.), Концепция гражданско-правового воспитания РС (Я) (2007 г.), Концепция патриотического воспитания школьников РС (Я) (2011 г.), способствующие сохранению и развитию сети учреждений дополнительного образования. В государственной целевой программе развития образования выделен раздел «Воспитание и дополнительное образование детей», предусматривающий укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования.
 
Замминистра говорила о хороших результатах, которых добиваются педагоги и их подопечные на российских и международных конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Обратила внимание участников «круглого стола» на поддержку творчески работающих педагогов дополнительного образования, которая сегодня оказывается государством. Так, Указом Президента РС (Я) от 13 декабря 2007 года учреждено 136 денежных поощрений в размере 50 тыс. рублей каждое для лучших педагогических работников учреждений дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей республики. Также ведется работа по выявлению и поддержке одаренных детей: с 2006 года 15 воспитанников учреждений дополнительного образования по программе «Талантливая молодежь» получили грант президента РФ в размере 30 тыс. рублей.
 
Как отметила Евдокия Никифорова, за последние 10 лет отмечается положительная динамика охвата обучающихся дополнительным образованием (если в 2003 году было 44,7 %, то сегодня - 59,5 %). Хотя сейчас большинство детей выбирают спортивные и художественно-эстетические направления, но набирают популярность авиа-, ракето-, авто-, судомоделирование, радиоэлектроника, компьютерные технологии и начальное техническое моделирование. Поэтому в Государственной целевой программе развития образования в нынешнем году предусмотрено приобретение робототехники по заявке центров дополнительного образования.
 
В своем докладе замминистра говорила и о доступности дополнительного образования для детей, которые имеют проблемы со здоровьем. «В этом направлении специальные коррекционные школы тоже наработали определенный опыт, и хотелось, чтобы дистанционное образование, привлечение в различные сферы воспитательной деятельности были внедрены и в других школах республики», — отметила она.
 
Также было подчеркнуто, что в условиях местного самоуправления становится необходимостью разработка законопроекта «О дополнительном образовании детей в Республике Саха (Якутия)» для того, чтобы совершенствовать систему на муниципальном уровне. По мнению замминистра образования, система дополнительного образования детей может эффективно функционировать только при государственной поддержке, реализации комплексных мер по материально-техническому оснащению, строительству специальных учреждений.
 
В настоящее время в системе доп.образования работают около 3 тысяч работников, из них педагогов — 1800. Евдокия Никифорова обратила внимание на тот факт, что сегодня еще очень мало педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию (всего 19 %). Заработная плата работников системы дополнительного образования детей остается низкой. Об этом говорят даже итоги анкетирования, проведенного среди работников системы ДО, в которой приняли участие 396 педагогов из 6 улусов и г. Якутска. На вопрос анкеты «Повысилась ли ваша заработная плата с введением ОСОТ (отраслевой системы оплаты труда)?» «утвердительно» ответили 17 человек, «отрицательно» – 206, «незначительно» — 173. У 153 человек заработная плата составляет от 8 до 10 тыс. рублей, у 150 человек – от 11 до 15 тыс. рублей. Были предложения совершенствовать ОСОТ, довести зарплату работников дополнительного образования до уровня средней в регионе, повысить стимулирующую часть.
 
В ходе доклада замминистра образования республики внесла предложение изменить модельную методику расчета заработной платы работников системы дополнительного образования в части повышения базового оклада и повышающих коэффициентов. И в качестве положительного примера привела Нерюнгринский район, где в бюджете муниципалитета для дополнительного повышения заработной платы педагогам допобразования предусмотрено 9 млн. рублей.
 
О музыке и не только…
 
Если дополнительное образование детей, реализуемое в кружках по интересам, творческих студиях, спортивных секциях, находится в ведении Министерства образования, то к Министерству культуры и духовного развития республики относится деятельность детских школ искусств и музыкальных школ. Их учебные программы направлены на овладение детьми навыками, необходимыми для поступления в средне-профессиональные учебные заведения: музыкальные, художественные и хореографические училища. С информацией о работе ДШИ и музыкальных школ республики выступил замминистра культуры и духовного развития республики Владислав Левочкин.
 
Было озвучено, что в настоящее время в республике действуют 83 учебных заведения, 36 филиалов музыкальных школ и школ искусств, в которых обучается более 14 тысяч детей. Обучение ведется по четырем основным направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое и театральное.
 
В детских школах искусств работают 1128 педагогов дополнительного образования, из них 1047 штатных работников и 81 совместитель. Высшее образование имеют 47,7% педагогов, среднее специальное образование – 52,3%. Основной контингент преподавателей – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Молодые специалисты не приходят в детские школы искусств из-за низкой зарплаты базовой категории преподавателей, им при переезде не предусматриваются подъемные, работодатель не имеет возможности обеспечить жильем, нет целевой программы строительства жилья молодым специалистам этой сферы в сельской местности.
 
Замминистра культуры акцентировал внимание участников «круглого стола» на низкой материально-технической базе детских школ искусств. Большинство зданий деревянные, 9 школ находятся в аварийном состоянии, 6 школ требуют капитального ремонта, 11 школ арендуют здания у других учреждений. Некоторые учебные заведения работают в зданиях, построенных в 30-40-е годы прошлого века. Средства на капитальный ремонт субсидируются муниципалитетам из республиканского бюджета, но при дефиците они в основном направляются в общеобразовательные учреждения и учреждения здравоохранения. Не секрет, что зачастую в муниципальных образованиях к школам искусств относятся по остаточному принципу. Вопрос финансового обеспечения детских школ искусств осложняется тем, что ведомственная принадлежность ДШИ точно не определена. В связи с реформированием органов самоуправления, детские школы искусств находятся в ведении управлений культуры, управлений образования и управлений по социальной политике.
 
Затронул в своем выступлении Владислав Левочкин и вопрос заработной платы педагогических работников детских школ искусств, которая тоже, как и у работников системы дополнительного образования детей, остается крайне низкой (составляет 10-11 тысяч рублей). Минимальные должностные оклады установлены ниже определенного Правительством РФ минимального размера оплаты труда.
 
Министерство культуры и духовного развития республики предложило усилить взаимодействие органов управления культурой и образованием на республиканском уровне на основе межведомственных координационных планов и программ по определению основных целей и задач, а также разработке и внедрению целевой программы развития художественного профессионального образования в республике.
 
Также на «кругом столе» выступили директор Республиканского детского центра «Кэскил» Мария Петрова, директор Республиканского центра экологии туризма и агротехнологического образования Светлана Данилова, директор ДЮСШ № 4 ГО «г. Якутск» Альберт Трофимов, директор Детского центра «Туолбэ» МО «Намский улус» Надежда Дьячковская, руководитель музея Томторской средней школы Оймяконского улуса Мария Боярова, директор детского центра Эвено-Бытантайского улуса Анна Слепцова, педагог дополнительного образования из Нюрбинского улуса Владимир Никифоров и другие.
 
Участники «круглого стола», обсудив основные положения статьи В.В. Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России», поддержали предложение о возврате системы дополнительного образования в сферу ответственности государства — на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета, повышении статуса педагогических работников учреждений дополнительного образования.
 
По итогам «круглого стола» приняты рекомендации — Госсобранию (Ил Тумэн) обеспечить правовое регулирование развития системы дополнительного образования детей, рассмотреть вопрос о разработке проекта закона «О дополнительном образовании детей»; правительству республики рекомендуется разработать и внедрить механизмы финансирования учреждений дополнительного образования детей, повышения заработной платы работников системы дополнительного образования детей в республике до уровня средней заработной платы в республике, в том числе работников детских лагерей, за счет государственного бюджета, установить гранты правительства Республики Саха (Якутия) в размере 200 тыс. рублей для педагогов дополнительного образования и лучшим учреждениям дополнительного образования детей в размере 1 млн. рублей, внести в инвестиционную программу РС (Я) строительство зданий учреждений дополнительного образования детей. А Министерству образования и Министерству культуры рекомендовано пересмотреть нормативы финансирования заработной платы работников системы дополнительного образования детей в республике.
 
Ирина Романова, газета «Ил Тумэн»
Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице