Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Дмитрий Миронов: У Конституции Республики Саха (Якутия) большое будущее | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
7 мая 2024 года, 00:14 (UTC+9:00) t в Якутске: 4 (03:00)

Дмитрий Миронов: У Конституции Республики Саха (Якутия) большое будущее

Накануне 20-летия Конституции Республики Саха (Якутия) мы, безусловно, не могли не обратиться к человеку, который стоял у истоков ее формирования. О роли Конституции в историческом понимании, ее настоящем и будущем – Дмитрий Николаевич Миронов, Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия).
 
– Дмитрий Николаевич, какова роль Конституции республики сегодня: это документ, который сыграл уже свою историческую роль или реально действующий нормативно-правовой акт?
 
– Любая конституция, в том числе и на уровне субъектов федерации, это все-таки основной закон, это учредительный документ и он, как правило, не подвержен значительным изменениям. С точки зрения предмета регулирования эти документы должны содержать такие положения, которые носят постоянный характер.
 
Практика других федеративных стран показывает, что даже когда меняется федеральная конституция, на следующем уровне конституционного строительства основной закон не меняется. Это происходит потому, что ситуация часто складывается таким образом, что на уровне региона, субъекта, административно-территориальных единиц, образований ход жизни более спокойный, нежели в центре федерации. Например, в Америке конституции штатов как были приняты давным-давно, так они и существуют до сих пор. Неменяющаяся на протяжении многих лет конституция создает ощущение стабильности, придает людям уверенность в том, что все в этом мире постоянно. Это очень важный момент. Для того, чтобы соблюсти его в наших условиях, в условиях Российской Федерации, российского федерализма, который отличается от других своим конституционным характером, и тем, что субъекты федерации не создавались не искусственным путем, а на основе исторически объединенных территорий, очень важно, чтобы конституции и уставы субъектов соответствовали Конституции Российской Федерации. Основные положения этих конституций должны быть перманентны, постоянны, стабильны. Только тогда у граждан будет уважение к конституции.
 
Наше государство огромное и когда мы говорим о том, что необходимо формировать положительное отношение к конституции, к законодательству, нужно понимать, что это соотносится в целом с отношением к родине. Где, в каком месте у человека возникает понятие родины: там, где он родился и вырос, где, что называется, буденовка лежит. И очень важно, чтобы понятие о конституции, конституционное самосознание прививались человеку с детства. Тогда у нас не будет никаких проблем с точки зрения построения правового государства, законопослушания и равенства всех перед законом.
 
Есть еще один очень важный момент. Что показывает история начала 20 века? Кто в тот сложный период сохранил страну? В конечном счете, ее сохранила российская глубинка, окраины, губернии. Тоже самое произошло в начале 90-х годов прошлого столетия – также стабильность стране и ее территориям обеспечивали автономии, края, области и республики. С этой точки зрения у субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц есть историческая заслуга – именно благодаря их стремлению к единению и желанию сохранить целостность, наша страна имеет сегодняшние границы.
 
Это означает, что конституции и уставы субъектов федерации, кроме всего прочего, несут в себе цементирующие для страны начала, которые обеспечивают стабильность и поступательное развитие государства.
 
Кроме того, нужно понимать, что для жителей регионов намного ближе положения конституций и уставов субъектов федерации. Конституция, учредительные акты, законы, которые принимаются на месте, обсуждаются, проходят через сознание всего населения. С этой точки зрения конституции и уставы субъектов федерации имеют большое будущее. Все это не принижает и не умаляет ни верховенства Конституции Российской Федерации, ни федерального законодательства на всей территории страны.
 
– В то же время сегодня бытует нигилистическое мнение о том, что Конституция республики исчерпала себя…
 
– До тех пор пока Россия представляет собой федеративное государство, у субъектов должно что-то быть что-то свое, своя нормативная база. Конституционный суд Российской Федерации указывает, что конституции и уставы субъектов Российской Федерации находятся в непосредственном, в особом отношении с Конституцией Российской Федерации. Это что значит? Они обеспечены как избирательные документы предметно, функционально. Между ними идет разграничение предметов регулирования. Федеральный законодатель предоставляет субъектам полномочия, которые необходимо реализовывать на местах. Как, например, законодательное регулирование, формирование и распределение бюджета, реализация государственных функций через органы государственной власти. Региональные органы государственной власти, разрабатывая и принимая нормативные правовые акты местного значения, обеспечивают реализацию социальной политики региона. При этом важно понимать, что федеральная власть не всегда может оперативно оценивать ситуацию в каждом регионе и оперативно принимать решения. Это может сделать, только непосредственно находясь на месте. И жителям республики, безусловно, гораздо ближе и проще достучаться до чиновника, который находится тут, рядом.
 
Кроме того, конституции и уставы субъектов несут охранительную и обеспечительную функции. Являясь нормативными документами, где закреплены в том числе права граждан РФ, проживающих на определенной территории, они юридически защищают их.
Есть такие понятия, как «вертикаль государственности», законы управления. Государственная власть сосредотачивается не только в центре, она в виде органов государственной власти обязательно должна присутствовать в регионах, а для этого им необходимо опираться на Конституцию субъекта и региональные нормативно-правовые документы. Таким образом, основная функция региональных конституций и уставов заключается в обеспечении нормальной жизни жителей, проживающих на данной конкретной территории. 
 
– В преамбуле к Конституции республики говорится: «считая республику субъектом РФ на принципах конституционно-договорных отношений». Как вы думаете, возможны ли сегодня договорные отношения между субъектом и центром и в чем могут выражаться?
 
– В исторический период обновления Российской Федерации, федеративного устройства, российского федерализма, которое началось в 90-х годах прошлого столетия, с момента принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июля 1990 года, отношения между субъектами и центром начали меняться. В этих условиях договорные начала, конечно, имели значение. Для того, чтобы сохранить Россию, как единое федеративное государство, нужны были определенные шаги, сохраняющие целостность страны в новых условиях федеративного устройства. Это было закреплено в федеративном договоре Значение федеративного договора в сохранении единства России высоко оценивали руководители Российской Федерации. Этот момент, безусловно, имеет определенное значение в сознании людей того поколения. До сих пор в Конституции РФ, в статье 11, такое понятие как федеративный договор сохраняется. И в заключительных положениях второй части конституции страны федеративный договор упоминается, но с той оговоркой, что его положения действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. Таким образом, возможность договорных отношений между центром и субъектами существует, это рабочий механизм.
 
В преамбуле к нашей Конституции изложены исторические положения: упоминается вхождение Якутии в состав Российского государства в 17 веке, образование в 1922 году Якутской Автономной Советской Социалистической Республики, признание государственности Якутии в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете. Это наша история, ее нужно чтить и уважать.
 
– Дмитрий Николаевич, как вы считаете, на каком этапе своего развития, в какой редакции Конституция Республики наиболее соответствовала чаяниям народа, действительности?
 
– С точки зрения отношений, регулируемых конституцией, и с точки зрения возведения определенных фактических отношений в ранг нормативного регулирования можно говорить о том, что существует конституция реальная и формальная. Я могу сказать, что Конституция республики в редакции 1992 года, конечно, содержала много номинационных положений, то есть положений, которые носят заявочный характер. Например, было сказано, что республика устанавливает собственность на природные ресурсы. Это положение опиралось на законодательство СССР. По мере того, как конституция приводилась в соответствие федеральному законодательству, ее номинационная сторона сокращалась, а формально-юридическое содержание конституции наполнилось реальным содержанием. С этой точки зрения современный, действующий текст Конституции Республики Саха наиболее соответствует реалиям сегодняшнего дня.
 
В этой связи также возникает вопрос – в какой степени конституционные положения отражают фактически существующие социальные, экономические, психологические отношения? В этом смысле Конституция республики в значительной степени опережает реалии. Конституция закрепляет рыночные отношения. Однако можно ли сегодня с уверенностью говорить о том, что на территории Республики Саха все сферы деятельности человека действуют по законам рынка? Или еще пример: согласно Конституциям РФ и республики, органы государственной власти должны предоставлять населению возможность самостоятельно решать имеющиеся у него проблемы. Однако условия жизни, особенно у нас, на Севере, таковы, что без поддержки государства многие граждане вряд ли справятся со своими пробелами. Наше государство по-прежнему несет большую социальную нагрузку. Для многих субъектов федерации это оправданно.
 
– В какой мере Конституция республики на сегодняшний день соответствует Конституции Российской Федерации?
 
– Я могу сказать, что в основном наша республиканская конституция соответствует федеральной конституции: все положения, которые указаны в постановлениях и определениях Конституционного суда России, приведены в соответствие. Однако это не означает, что между двумя конституциями не может быть разночтений. При этом надо понимать, что развитие конституционности и законодательства – это процесс, поэтому надо иметь в виду, что между федеральным и республиканским законодательствами всегда будут определенные различия. И, безусловно, 72 статья Конституции РФ, определяющая область совместных полномочий центра и регионов, всегда будет толковаться по-разному. Если федеральный законодатель будет толковать указанную статью широко, как это регламентируется федеральным законом № 184, то такая позиция всегда будет вызывать определенное недовольство со стороны регионов. 
 
С 2005 года начался постепенный процесс расширения списка региональных полномочий, который в последнее время только набирает обороты. Я считаю, что развитие субъектов Российской Федерации, возрастание профессионализма региональных парламентов, ответственности исполнительных органов государственной власти лишь усилят эту тенденцию. Разумеется, процесс иметт свои пределы. Они установлены Конституцией РФ.
 
В связи с этим хочу подчеркнуть один важный момент. Есть такое понятие как субъект развития, творчества. А кто является этим субъектом? Иногда говорят, что субъектом развития являются федеральные органы государственной власти. Тогда возникает другой вопрос – каким образом они могут развивать, например, Чукотку, Магаданскую область? Исторически сами территориальные единицы, субъекты развивали сами себя. Отсюда можно сделать вывод, что субъектами развития государства, России, одновременно являются как региональные органы государственной власти, так и федеральные. Значит, субъекты Российской Федерации являются носителями развития страны. Об этом, к сожалению, иногда забывают. А для того, чтобы эффективно развивать свою территорию, необходимо иметь полноценную и действующую нормативную базу, которая должна обеспечивать реализацию положений, заложенных в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.
 
– Дмитрий Николаевич, что вы хотели пожелать жителям республики накануне 20-летия Конституции Республики Саха (Якутия)?
 
– Сегодня распространены такие термины как «правовое государство», «правовая экономика», «правовые социальные отношения», «правовой человек». Я думаю, что это не просто модные слова – они отражают тенденции развития современного общества. В этих словах содержится определенный смысл и серьезные намерения нашего государства достичь поставленных задач по формированию правового государства. В связи с этим я хотел бы пожелать все жителям нашей республики, чтобы они с большим уважением относились к Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Саха (Якутия). Действующая Конституция республики – это конституция, которая впервые ориентирована на человека на якутской земле. Это нужно понимать и относиться к Основному закону с должным вниманием. Хочу также обратиться ко всем якутянам – чтобы Конституция республики работала и приносила всем нам пользу, способствовала развитию и благополучию республики, нужны усилия не только со стороны органов государственной власти республики, но каждого отдельно взятого человека, проживающего в Якутии.
 
Желаю всем якутянам благополучия, здоровья и счастья. Спасибо за беседу!
 
Анна Томина, газета «Ил Тумэн»

Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице