Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Как решить проблемы ЖКХ? | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
7 мая 2024 года, 06:45 (UTC+9:00) t в Якутске: 12 (09:00)

Как решить проблемы ЖКХ?

ЖКХ вполне можно отнести к вопросам национальной безопасности, ведь оно осуществляет жизнеобеспечение населения. Вдумайтесь – обеспечивает жизнь! Но хотя значение его велико, проблем здесь еще больше. Ветшающий жилой фонд, изношенные сети, постоянно растущие тарифы при низком качестве обслуживания. Все эти вопросы были главными при встречах населения с членами правительства во время отчетов исполнительной власти за 2009 год. Как, впрочем, и в прошлом году, и в позапрошлом...

Обращаются с этими проблемами люди и в региональное отделение Общественной приемной председателя партии «Единая Россия» В.Путина. Причем наибольшее количество жалоб от жителей столицы республики города Якутска. Проанализировать эти обращения мы попросили руководителя Общественной приемной, народного депутата РС(Я) Елену Голомареву.

`

– Елена Христофоровна, почему в прошлом году обращений по вопросам ЖКХ стало больше, чем раньше?

 

– В 2009 году в Общественную приемную поступило на 89 таких обращений больше, чем в 2008-м, и составило 291 против 202 в 2009 году. Здесь несколько причин. Во-первых, жители Якутска, не получив положительных решений и ответов на местах, стали чаще обращаться напрямую в Общественную приемную, которая уполномочена осуществлять партийный контроль в жилищной сфере. Значительно активизировалась работа на местах по выявлению задолжников по коммунальным услугам, что повлекло за собой увеличение обращений. Почти в два раза стало больше жалоб по вопросам капитального ремонта и замены труб на полипропиленовые. В пять раз – по не входящим в компетенцию ЖКХ, но связанных с жилищными вопросами. Это постановка в очередь на улучшение жилищных условий и предоставление жилой площади, увеличение тарифов на коммунальные услуги, жалобы соинвесторов на неудовлетворительное качество и срыв сроков строительства жилых домов, споры по разделу жилой площади, обманутые вкладчики и другие.

 

– И чем может помочь Общественная приемная?

 

– Мы разбираемся с каждым вопросом, пишем запросы, ходатайства в различные инстанции. Авторитет приемной высок, и нам удается разобраться со многими обращениями. Но люди и сами могут себе помочь, создавая товарищества собственников жилья. Так что вывод Общественной приемной – стимулировать людей к управлению собственным жильем. Административные методы управления жилищным фондом полностью себя дискредитировали. Чиновник не в силах проконтролировать, что происходит в каждом конкретном доме. А вот гражданин, который там живет, не понаслышке знает его слабые и сильные места, – может. Конечно, нужно учитывать высокий износ коммунальных сетей и жилищного фонда, низкую инвестиционную привлекательность сферы, но на сегодняшний день это действительно реальный выход. Наша задача – помочь жильцам стать эффективными собственниками, чтобы они сами могли контролировать состояние жилищного фонда, расходование средств. Тогда не будет вопросов типа мы много лет платили, теперь не знаем, куда деньги подевались. Решение вопросов жилищно-коммунального хозяйства невозможно без активного участия граждан в управлении своей собственностью. Но пока согласно статистике доля ТСЖ составляет лишь около 6% в жилищном фонде РС(Я). Земельные участки под многоквартирными домами, а это почти 99%, не оформлены. Людям нужно помочь.

 

– А как?

 

– Общественная приемная предлагает упростить процедуру создания и отчетности товариществ собственников жилья, передачи в долевую собственность гражданам земельных участков, государственную поддержку капитального ремонта собственников жилищного фонда. Сегодня капитальный ремонт требуется 40% жилищного фонда, имеющего уровень изношенности более 30%. Это недешевое удовольствие. В этом должно помочь государство.

 

– Во время отчетов правительства перед населением приходилось слышать вопросы о неоправданно завышенном пороге доли совокупного семейного дохода, идущей на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг, — 22%. Лишь его превышение дает право на получение государственной субсидии. В результате субсидий лишились пенсионеры, у которых пенсию повысили до прожиточного уровня. Получается, что жить на такую пенсию по-прежнему трудно, зато за ЖКУ придется платить полностью.

 

– Я с вами согласна. По оценкам специалистов, доля платежей за жилищно-коммунальные услуги не должна превышать 10% семейного бюджета. За пределами этой цифры начинается быстрый рост неплатежей. Кроме того, превышение ее для малообеспеченных семей ведет к необходимости отказываться от жизненно важных товаров и услуг, в том числе связанных с питанием, лечением и образованием.

 

– Вы упомянули, что стало больше обращений после усиления борьбы с неплательщиками.

 

– Управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и прочие рьяно взялись за решение вопроса о погашении задолженностей. Причем каждый применяет свои методы: кто-то обращается к коллекторам, кто-то расклеивает фото должников на уличных столбах, кто-то использует и вовсе «эксклюзивные» способы борьбы. Вместе с тем все они носят не системный, а разовый и часто неправовой характер. Нужно применять постоянные и последовательные методы в отношении каждого должника.

 

– Например?

 

– Начать с постановки достаточно амбициозной цели – изменить приоритет граждан в расходовании домашнего бюджета. Не секрет, что для якутян оплата ЖКУ является далеко не первостепенной задачей, в то время как должна находиться на первом месте среди остальных приоритетов, равно как погашение кредита и приобретение продуктов. Поэтому управляющие компании и ТСЖ прежде всего должны уделять внимание формированию среди населения устойчивого понимания того, что оплачивать услуги ЖКУ нужно своевременно.

Здесь должны действовать два основных принципа: работа с долгами в правовом поле и информационный принцип работы с жильцами. Первый означает постоянную работу с населением по формированию юридических прецедентов, судебной практики и результатов исполнительного производства по взысканию задолженности за ЖКУ. Что сделает любое кредитное учреждение, если должник вовремя не погасит очередной транш по кредиту и проценты? Обратится в суд, который взыщет все в полном объеме: основной долг, проценты, неустойку и судебные расходы, а также потребует досрочно возвратить остатки кредита. Кроме того, сведения о нерадивом плательщике будут переданы в Национальное агентство кредитных историй, что исключит возможность получения им заемных средств в дальнейшем. То же и с оплатой ЖКУ. Управляющая компания должна знать, кто из жильцов исправно оплачивает ЖКУ, кто с задержкой в 1 – 3 недели, кто платит авансом, а кто является злостным неплательщиком. Потому кроме наказаний должны предусмотреть и поощрения для добросовестных жильцов. Не стоит скупиться на улыбку и благодарность за пунктуальность.

 

– Среди обращений граждан достаточно жалоб на высокие тарифы.

 

– Тариф оплаты услуг устанавливают и утверждают органы местного самоуправления.

 

– Во время отчетов правительства в Пеледуе один из жителей показал квитанцию об оплате освещения подъезда, которая составляла полторы тысячи рублей в месяц. Потому что плата бралась не с количества затраченных кВТ/час, а с квадратного метра! Конечно, этим вопросом будут заниматься, но факт остается фактом.

 

– Вопиющая ситуация. Кроме того, сложившаяся нормативная система оплаты не позволяет учитывать реально понесенные производителем затраты, объемы фактического потребления и уровень потерь продукта в процессе его получения и доставки. Производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счет за сверхнормативное использование своих услуг, а потребитель не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта, действительно подлежащие включению в состав себестоимости и тариф. В результате все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель. Так что все течи под нашими домами мы уже оплатили. С этой ситуацией помогут справиться ТСЖ.

 

– Но почему же, имея столько преимуществ, товарищества собственников жилья так плохо распространяются?

 

– Во многих населенных пунктах РС(Я) местные власти и коммунальщики делают все возможное, чтобы не допустить их распространения, или, наоборот, навязывают «сверху», и они является формальными. Кроме недовольства чиновников, эта форма встречает на своем пути и другие препятствия: отсутствие традиций самоуправления, разобщенность жителей, противоречивые интересы, неразработанность заключения договоров с коммунальщиками напрямую.

 

– Согласитесь, Елена Христофоровна, что есть немало случаев, когда правление ТСЖ себя дискредитировало. Это не добавило к ним доверия.

 

– Увы, серьезным минусом является отсутствие в типовом уставе действенных форм контроля за избираемым правлением, что позволяет нечестным его членам злоупотреблять своими полномочиями. Но это поправимо: нужно внести необходимые изменения и выбирать грамотных, а главное порядочных людей. И такие примеры тоже есть. Тогда в домах с ТСЖ и квартплата ниже, да и средства расходуются прежде всего на решение наиболее насущных проблем – замену коммуникаций, ремонт крыши и т.д. Кому не понравятся чистота и порядок в подъездах? Просто в этом должны быть заинтересованы все жильцы. А активисты, которым в радость будет заниматься общими проблемами, найдутся обязательно. В результате и жалоб будет меньше, потому что большая часть вопросов будет решаться самими жильцами.

Марина Щербинина, газета "Якутия"

Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице