Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Выступление Елены Голомаревой на международной научно-практической конференции по национально-региональному компоненту вузовского образования | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
7 мая 2024 года, 05:53 (UTC+9:00) t в Якутске: 12 (09:00)

Выступление Елены Голомаревой на международной научно-практической конференции по национально-региональному компоненту вузовского образования

Уважаемые участники конференции!

От имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) приветствую вас с началом работы научно-практической конференции и выражаю надежду на конструктивный диалог, взаимополезное общение и активное участие в обсуждении проблем содержания вузовского образования.

`

В последнее время вопросы национально-региональной и этнокультурной составляющей образования всех уровней – от общего до высшего профессионального – становятся предметом интересов, иногда и сталкивания интересов не только в научной и педагогической среде, но и в сфере политики.

Однако государственная политика Российской Федерации не направлена на «закрытие» или торможение национальных компонентов содержания образования из каких-либо соображений.

В соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142, субъекты Российской Федерации могут принимать участие не только в обсуждении проектов федеральных государственных образовательных стандартов, но и – в соответствии с пунктом 18 Правил – в их разработке. В этом смысле право субъектов Российской Федерации ничем не ограничено.

Особо следует отметить, что образовательные программы образовательных учреждений разрабатываются на основе примерных основных образовательных программ, а не непосредственно на основе стандарта. В соответствии с Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ, которым внесены изменения в статью 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», в разработке примерных программ могут принять участие субъекты Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения по отношению к государственным образовательным стандартам предыдущих лет является документом совершенно иного порядка. В соответствии с изменениями, внесенными в статью 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ, стандарт нового поколения не регламентирует содержание образования, а включает требования по 3 группам:

к структуре основных образовательных программ,

к условиям их реализации и

к результатам освоения указанных программ.

Структура основных образовательных программ всех уровней образования состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Стандарт задает соотношение этих частей и обязательные разделы основных образовательных программ.

Стандарт вузовского образования в требованиях к структуре основных образовательных программ устанавливает следующее соотношение:

50% обязательной части к 50% части, формируемой участниками образовательного процесса, то есть вузовской части, - в программах бакалавриата,

70% к 30% - в программах магистратуры и

30% к 70% - в программах специалитета.

Таким образом, стандартом предусмотрена возможность реализации задач учета региональной специфики образовательными учреждениями, в том числе национальных, этнокультурных особенностей, причем не только титульных национальностей в субъектах, но и в районах компактного проживания граждан национальности, живущих за пределами этого субъекта.

Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на координацию реализации части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, через принятие своих законов и иных нормативных актов, которые направлены не только на учет региональных, национальных, этнокультурных и местных особенностей, но и на создание всех необходимых условий для их полноценной реализации и достижения образования высокого качества.

Как и другие субъекты Российской Федерации, мы можем при разработке республиканских, региональных программ развития образования учитывать свои этнокультурные особенности.

В полномочия субъектов Российской Федерации входят и вопросы поддержки изучения в образовательных учреждениях родных и государственных языков субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Российской Федерации «Об образовании» преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством, аналогичная позиция содержится в статье 6 Закона Российской Федерации «Об образовании», следовательно, вопросы изучения государственных языков в республиках регулируются законодательством этих республик. Поэтому сохранение возможности изучения родных языков и обучения на родном языке в субъектах Российской Федерации является преимущественно императивом не образовательного законодательства, а законодательства о языках, в том числе Закона о языках Республики Саха (Якутия).

Поэтому в условиях введения ФГОС министерство образования, министерство науки и профессионального образования РС(Я) должны организовать мониторинг этнокультурных потребностей и языковых прав участников образовательного процесса. Это необходимо для учета интересов обучающихся, как носителей государственных языков республик Российской Федерации, так и не являющихся их носителями, обеспечить создание условий для их реализации.

Хочу напомнить, что права граждан на получение среднего (полного) общего и профессионального образования на государственном языке субъекта Российской Федерации реализованы в п.3 ст.6 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) уставом образовательного учреждения) и п.4 ст.9 Закона Российской Федерации «О языках народов РФ» (Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации».

В соответствии с указанными пунктами данных законов каждый субъект РФ и муниципалитет, которые являются учредителями образовательных учреждений, могут организовать получение гражданами среднего (полного) общего и профессионального образования, как на государственном языке субъекта Федерации, так и на родных языках граждан. Очень важно при этом наличие необходимого учебно-методического обеспечения и создания всех необходимых условий (в первую очередь – кадровых).

При этом мы обязаны учитывать п.1 ст.9 Закона Российской Федерации «О языках народов РФ» (Граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения).

Таким образом, опасения о том, что даже эти предусмотренные в различных федеральных законах возможности не обеспечат субъектам Федерации должного уровня участия в определении содержания образовательных программ, что национально-региональный компонент не будет реализован, не имеют оснований.

Необходимо только понять, что содержание образования определяется образовательными программами, в которые вводится национально-региональная составляющая.

Спасибо за внимание.

Якутск, 30 октября 2009 г.

Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице