Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Выступление народного депутата Якутии А.Н.Ким-Кимэн на XI (очередном) пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
7 мая 2024 года, 04:49 (UTC+9:00) t в Якутске: 12 (09:00)

Выступление народного депутата Якутии А.Н.Ким-Кимэн на XI (очередном) пленарном заседании Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Уважаемый Президент Республики Саха (Якутия)!

Уважаемый Председатель и народные депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)!

Уважаемые приглашенные!

`

Внесение изменений в Конституцию республики важный, сложный и порой противоречивый процесс. Вместе с тем развивающееся на основе Конституции РФ федеральное законодательство трактует свои особые требования в отношении конституционного законодательства субъектов РФ. Внесенный Президентом Республики Саха (Якутия) В.А. Штыровым и народным депутатом Республики Саха (Якутия), Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Н. Басыгысовым проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» имеет ряд очень важных и принципиальных моментов.

Так проект направлен на уточнение отдельных положений преамбулы и частей 3, 4, 5 статьи 1 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) с учетом положений протеста и.о. Прокурора Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2008 года № 72-2/13-08 и решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 мая 2001 года, а также на исполнение ряда решений Конституционного Суда РФ.

Внесение изменения, касающегося подпункта «а» пункта 1 статьи 1 проекта, вносящего изменение в абзац 3 преамбулы, в котором предлагается новая редакция в целях сохранения преемственности предыдущих текстов редакций конституций республики, а также более полного отражения исторических фактов развития республики, предшествовавших принятию Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), предопределивших развитие республики как субъекта Российской Федерации и закрепивших конституционно-правовой статус республики (государства) в составе России в соответствии с частью 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации.

В ходе работы над предложенным авторами конституционной инициативы текстом преамбулы мной, как членом Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия), было внесено предложение о том, что необходимо уточнить формулировку в абзаце 3 преамбулы в части замены словосочетания «добровольное присоединение» на слово «вхождение», учитывая применяемую терминологию в нормативных правовых актах Российской Федерации, касающихся исторического факта вхождения Якутии в состав Российского государства, например, Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2006 года № 1217 «О праздновании 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и основания г. Якутска» и отразить факт признания государственности республики, в части касающейся образования Якутской Автономной Советской Социалистической Республики в 1922 году. При этом мной предлагалось конкретизировать на основании какого именно документа произошло данное событие, а именно указать, что на основе Декрета Президиума ВЦИК РСФСР. Именно молодая Советская Россия, благодаря усилиям инициаторов создания Якутской республики Максима Аммосова, Платона Ойунского, Степана Аржакова, 27 апреля 1922 г. предоставила Якутии статус автономной республики в составе РСФСР, придав тем самым государственность нашей республике в составе России, что стало важнейшим фундаментом бурного роста нашего северного края и способствовало развитию экономики и культуры Якутии.

Кроме того, я должен подчеркнуть особую историческую роль Декларации о государственном суверенитете республики, принятую 27 сентября 1990 года депутатами Верховного Совета XXII созыва во главе с М.Е. Николаевым, которая стала основой принятия не только Конституции Республики Саха (Якутия), но и Федеративного договора от 31 марта 1992 года, который заложил основы новой федеративной государственности России и предотвратил дезинтегрирующие процессы в нашей стране.

Следует отметить, что на основе этого документа органы государственной власти Республики Саха (Якутия) поддержали политику Верховного Совета РСФСР принявшего 12 июня 1990 года Декларацию о государственном суверенитете России, заложившей основы новой демократической России и этот день ежегодно отмечается как государственный праздник – День России, а также взяли на себя ответственность за развитие республики в сложный период времени, закончившийся распадом СССР, и провели большую работу по созданию новой экономики основанной на рыночных реалиях.

Подпунктом «в» пункта 2 статьи 1 предлагается часть 3 статьи 1 изложить в новой редакции. При этом авторы конституционной инициативы исходят из того факта, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 10-П, а также ее определении от 6 декабря 2001 года № 249-О, пунктом 4 которого установлено, что «сохранение в конституциях положения о республике как суверенном государстве - даже с оговоркой, что ее суверенитет выражается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения - противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку оно признано Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации ». На основании этого и руководствуясь частью 2 статьи 5, статьей 73 и частью 4 статьи 76 Конституции РФ авторы конституционной инициативы предлагают часть 3 статьи 1 Конституции республики изложить в следующей редакции: «Республика Саха (Якутия) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) обладает всей полнотой государственной власти и самостоятельна в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития». Предложенная редакция части 3 безусловно сохраняет закрепленные в действующей редакции части 3 статьи 1 полномочия республики и в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации уточняет исключительную сферу компетенции республики.

Хочу сказать, что мной предлагалась несколько иная редакция, а именно: «Государственность Республики Саха (Якутия) основывается на наличии своей территории, народа, Конституции и законодательства, функционировании системы органов государственной власти и местного самоуправления, а также государственных символов и государственных языков.». Свое мнение я обосновывал тем, что в связи исключением понятия «суверенитет» из Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) наиболее отвечающим требованиям российского законодательства и, прежде всего, Конституции Российской Федерации могло бы стать внесение в текст Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) понятия «государственность», которая в юриспруденции и политологии определяется как качественная сторона и следствие функционирования политической системы общества, имеющего такие обязательные признаки как: наличие определённой территории, собственной системы управления, наличие публичной власти и государственного механизма; также включить в перечень атрибутов государственности республики органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, однако являются неотъемлемой частью публичной власти.

Должен отметить, что все мои предложения, письменно направленные 25 мая 2009 г. в адрес Председателя Конституционной комиссии – Президента РС(Я) В.А. Штырова были внимательно рассмотрены и дискутировались в рабочих органах Конституционной комиссии и ряд из них нашли свое отражение в окончательной редакции данного проекта конституционного закона, внесенного в Парламент РС(Я), за что я благодарен авторам конституционной инициативы.

В целом считаю, что мы подошли к такому моменту развития нашего Основного закона, на котором с принятием данного конституционного закона должны быть сняты все вопросы о соответствии норм Конституции Республики Саха (Якутия) Конституции Российской Федерации. Учитывая тот факт, что членами Экспертного и Научно-консультационного советов и на заседаниях Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) были высказаны различные мнения и предложения по данному проекту конституционного закона, кроме того, в республиканских средствах массовой информации вышло ряд материалов, статей и публикаций, в том числе представителей науки и общественности республики, можно сделать вывод о всестороннем обсуждении проекта и возможности его рассмотрения Парламентом республики.

И в заключение. Считаю, что развитие государственности Республики Саха (Якутия) в составе Российской Федерации не должно подвергаться сомнению, тем более в период мирового финансового и экономического кризиса, когда усиливаются геополитические интересы, а мы должны проявить лучшие качества российского патриотизма. Якутия вот уже более 375 лет в составе Российского государства и ни разу не изменяла своему историческому выбору.

На основании вышеизложенного, в целом, я поддерживаю принятие данного проекта конституционного закона.

Дата последнего изменения: 12 декабря 2018, 15:01
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице