Вы находитесь на старой версии сайта. Пройдите на актуальную версию по ссылке iltumen.ru

Виталий Басыгысов: У якутского парламента высокий авторитет | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
6 мая 2024 года, 15:01 (UTC+9:00) t в Якутске: 8 (09:00)

Виталий Басыгысов: У якутского парламента высокий авторитет

Особенности законотворчества, присущие четвертому созыву Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я), мы попросили раскрыть Председателя Ил Тумэна Виталия БАСЫГЫСОВА.
 
- Виталий Николаевич, какие механизмы были задействованы, чтобы якутский парламент заработал слаженно и продуктивно?
 
- Начиная с марта 2008 года, мы провели большую работу, чтобы в глазах населения представительный орган республики стал авторитетным и эффективным органом управления. В первую очередь, чтобы наладить деятельность, необходимо было много внимания уделить внедрению современных информационных технологий. И, как сейчас многие признают, мы, на сегодняшний день, находимся на одной из самых передовых позиций среди законодательных органов Российской Федерации. Возьмем те же Айпады, за которые вначале нас так критиковали, а они ведь действительно значительно облегчают и ускоряют законотворческий процесс, экономят бумагу и т.д. Не зря же теперь все законодательные собрания России так стремятся приобрести данные гаджеты. У якутских депутатов всегда под рукой так называемый мобильный офис. Это разработка местных программистов под названием «Самсон», начиненная практически всем действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также постановлениями правительства, текстами Посланий президента, другими значимыми актуальными статистическими документами. Программа настолько объемная, что пришлось снабдить ее собственной поисковой системой. Также одним из первых в стране аппарат Госсобрания внедрил электронный документооборот.
 
- Профессионализм специалистов, задействованных в законотворческом процессе, играет ключевую роль. Как вы оцениваете их уровень на данный момент?
 
- Мы наладили постоянную стажировку наших специалистов в Госдуме и Совете Федерации, в наиболее развитых в технологическом плане субъектах, как, например, Татарстан. Напомню, летом 2010 года в Якутске проведено выездное совещание руководителей аппаратов законодательных органов Российской Федерации, и до сегодняшнего дня продолжаются взаимовыгодные консультации. Таким образом, нашим достоянием является весь положительный опыт, собранный в аппаратах заксобраний регионов. Изначально была намечена цель – повышение профессионализма среди работников, чтобы они были не просто порученцами, а стали по-настоящему серьезными высококвалифицированными специалистами. Думаю, в большей степени поставленная задача осуществляется.
Еще одно достижение за период деятельности четвертого созыва, весомо повысившее эффективность, – серьезное внимание уделено работе аналитического управления. Сегодня этот орган стал связующим звеном по изучению законодательного опыта, накопленного на местах и в других субъектах федерации по самым разным направлениям. То есть, мы держим руку на пульсе, что позволяет быть в курсе и мировых, и российских тенденций в законодательстве и использовать все лучшее.
На данный момент каждый заинтересованный человек может наблюдать за разработкой законов - от начала и до завершающего этапа - на сайте Госсобрания. На какой стадии находится законопроект, какие меры предложил профильный комитет, как отреагировала прокуратура и т.д. Это серьезное достижение, о котором еще пять лет назад мы и не могли мечтать. В целом, если брать показатель открытости, то по результатам исследования центра «Фонд свободы информации», который оценивал сайты законодательных органов субъектов по 79 показателям, мы занимаем 12-ое место по Российской Федерации, а по своему Дальневосточному округу уступаем лишь приморцам.
Очень много мы делаем, чтобы наша газета «Ил Тумэн» отвечала требованиям освещения парламентской деятельности. Доводить до читателя особенности регионального и федерального законодательства, разъяснять, каким образом использовать те или иные законы, – сложная задача. Жизнь показала, что, без ложной скромности, лучше нашего издания нет ни в одном законодательном собрании – Госдумой РФ «Ил Тумэн» признано лучшим региональным изданием. Хотя еще много предстоит сделать, чтобы газета стала востребованной.
Кроме того, хочу отметить, что мы отрегулировали деятельность представителей Госсобрания в Москве, что позволило наладить эффективное взаимодействие с Госдумой и Советом Федерации, с федеральными правительственными органами. Например, наши депутаты всегда в курсе намечаемых мер, тенденций, обсуждаемых на круглых столах, правительственных часах и т.д.
Программа развития Дальнего Востока - главный ориентир.
 
- Виталий Николаевич, авторитет Государственного собрания республики признан на уровне Российской Федерации: в последние годы к якутским инициативам прислушиваются, берут на вооружение, ставят в пример. Безусловно, здесь ваша большая личная заслуга, ведь вы являетесь депутатом Госдумы двух созывов и одним из самых авторитетных российских законодателей. Став у руля якутского парламента, вы возглавили одну из комиссий в Ассамблее российских законодателей, сейчас руководите одним из ключевых органов в Совете законодателей при Федеральном собрании. На каком уровне находится сейчас взаимодействие с Госдумой и Советом Федерации?
 
- В конце прошлого года мы подготовили и успешно провели «Час субъекта» в Совете Федерации и Дни Государственного собрания РС(Я) в Госдуме РФ. Размах и масштабы этих мероприятий, их уровень взяты сейчас за образец другими субъектами. Как в плане организационном, так и в плане открывающихся перспектив, я имею в виду, конечно же, разрабатываемую программу «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Проведены рабочие встречи в комитетах Госдумы по труду, социальной политике и деятельности ветеранов, по охране здоровья, по природным ресурсам, природопользованию и экологии, по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, подписаны соглашения. Наши парламентарии приняли участие в расширенных заседаниях комитетов Совета Федерации. По итогам «Часа субъекта» принято Постановление Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития РС(Я)» (см. стр.6 – ред.).
Летом этого года, если все пройдет, как запланировано, в столице нашей республики должно состояться заседание Президиума Совета законодателей. Это мероприятие обычно проходит в Москве с участием председателей обеих палат, руководителей администрации Президента РФ, членов Правительства РФ. В Совете законодателей я являюсь председателем Комиссии по делам Федерации, региональной политике и местному самоуправлению, куда входят председатели законодательных собраний 27 субъектов.
Ранее в Якутске было запланировано провести выездное заседание Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, однако на данный момент рекомендовано организовать здесь круглый стол, а по его материалам затем состоится официальное заседание комитета. Работая в Ассамблее законодателей, я использовал возможность, будучи сопредседателем Комиссии по вопросам законодательного обеспечения образования, культуры, науки и наукоемких технологий, для того, чтобы пригласить федеральных и региональных депутатов и обсудить насущные проблемы.
В чем проявился положительный результат по итогам выездного заседания? Наши депутаты, работники министерства образования приняли активное участие в разработке федерального закона «Об образовании», который был недавно принят Госдумой в окончательном варианте. Мы предложили свыше шестидесяти поправок, более сорока из которых были учтены, например, по признанию национального регионального компонента, изучению языка, культуры, духовности народов. Надо отметить, что национальные республики действовали именно через нас, то есть Якутия стала своеобразным рупором общих пожеланий.
Также, когда разрабатывался проект Концепции национальной стратегии Российской Федерации, Ил Тумэн высказал свои замечания, которые были направлены президенту страны Владимиру Путину. Я считаю, что в итоге получился приемлемый документ с учетом наших рекомендаций.
 
- На данный момент наиболее актуальным вопросом является разработка Программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года, основные направления которой были презентованы как раз на «Часе субъекта» в Совете Федерации.
 
- Заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Анатольевич Штыров, который вплотную занимается Программой, высказал мнение, которое мы, безусловно, поддерживаем, - Программа должна быть принята Госдумой РФ в виде федерального закона. Вслед за ним отдельно будет принят закон «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона», который, в свою очередь, будет содержать целый ряд норм в виде социально значимых для населения законов (см. стр.7 – ред.).
Сегодня мы активно участвуем в обсуждении и разработке данного важнейшего для дальнейшего социально-экономического развития региона, да и страны в целом, объемного и сложного документа. Основная задача ставится следующим образом – остановить отток населения и сделать Дальний Восток привлекательным для инвесторов всего мира, при этом создав эффективные механизмы для повышения качества жизни населения на местах. Задача, как все признают, сверхсложная, но вполне достижимая при консолидации совместных усилий.
На протяжении деятельности созыва мы совместно, как законодатели, так и руководство республики, вносили и вносим целый массив различных инициатив в Госдуму и Совет Федерации. На сегодняшний день можно с удовлетворением отметить, что наши многолетние труды, замыслы и желания не пропали даром, а совпали, наконец, с волей и энергией руководства страны, в первую очередь это демонстрирует Владимир Владимирович Путин. Перед страной стоит огромная задача – решить весь накопившийся за десятилетия клубок социальных и экономических проблем, начиная с уровня доходов населения, заканчивая строительством. Есть и первые серьезные достижения, так, в Дальневосточном регионе налажены полноценное автомобильное сообщение и связь на всем протяжении магистральных дорог. Построена большая система нефтепровода ВС-ТО, железная дорога подходит к Якутску, в перспективе - разработка Чаяндинского месторождения. Кстати, меня переполняет особенная гордость, так как в этих местах жили мои предки. Есть идеи по продвижению новых технологий, прежде всего связанные с производством сжиженного газа, которые уже начали внедрять на Сахалине и в Хабаровском крае. При их реализации сжиженный газ будет использоваться по всей Сибири, включая самые отдаленные места, отпадет необходимость тянуть до каждого небольшого населенного пункта газопровод. В этих и других насущных злободневных вопросах мы, парламентарии Дальнего Востока и Байкальского региона, выступаем единым фронтом. Словом, предстоит комплексная масштабная работа, начало которой положено в немалой степени инициативами якутских законодателей, руководствующихся чаяниями якутян.
Качественное наполнение законодательного поля – наша общая задача.
 
- Что было главенствующим в законотворческой составляющей деятельности четвертого созыва?
 
- Конечно же, большая работа проведена по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным. Исторически сложилось так, что на старте нового этапа развития страны, то есть с начала 90-х годов, законодательство субъектов развивалось быстрее общефедерального. Это и Конституции, и законы по предметам местного ведения и т.д. Однако мы живем в федеративном государстве, где по определению не должно быть отдельных правил в каждом регионе: в Якутии одни, на Чукотке другие, в Москве, допустим, третьи. Поэтому пришлось и на государственном уровне, и нам, на региональном, много потрудиться, чтобы установить единый порядок. Эта задача выполнена, возьмем, те же медицинские полисы, банковскую систему, многофункциональные центры, предоставляющие в формате единого окна различные услуги государства, и т.д. – это все результат приведения к единому правовому полю.
 
- Как развивалось взаимодействие двух ветвей власти - исполнительной и законодательной - на протяжении деятельности созыва?
 
- Некоторые люди все время стараются противопоставить две ветви. Мы с самого начала избрали не конфронтационный путь, а путь совместной работы во благо интересов якутян. Сейчас перед каждым пленарным заседанием президент республики Егор Борисов встречается с руководителями комитетов, фракций, где подробно информирует о своей деятельности за истекший отрезок времени. Президентом и правительством вносится большое количество законодательных инициатив, и это естественный порядок, принятый во всем мире, поскольку и по численности, и по функциям исполнительная ветвь власти объемнее. Все же, если посмотреть статистику созыва по субъектам права законодательной инициативы, особо превалирующих цифр в чью-либо пользу вы не увидите – на сегодняшний день соотношение сопоставимое (84 – Президент РС(Я), 284 – Правительство РС(Я), 221- народные депутаты РС(Я)). Но дело не в численных показателях, мы должны руководствоваться прежде всего тем, что закон – это самая высшая форма управления, и работать сообща в направлении качественного наполнения законодательного поля.
 
- Какие политические моменты, присущие именно четвертому созыву, вы бы выделили?
 
- Прохождение законов сейчас жестко отрегулировано регламентом: в формате первого чтения мы определяемся по общей концепции, во втором чтении рассматриваем только поправки, что значительно ускорило процесс рассмотрения и принятия законов на пленарных заседаниях, то есть перевело нашу деятельность в рабочее, а не политическое, русло.
Ранее на пленарных заседаниях были нередки споры между представителями различных депутатских объединений. Мы добились того, чтобы дискуссии проходили согласно регламенту и не выходили за рамки этичности. Некоторые поэтому считают, что из Ил Тумэна «ушла» политика.
 
- Судя по последней сессии, она обратно «пришла».
 
- Значит, в действующем регламенте все же остались недоработки, которые необходимо в будущем устранить. Ненормально, когда депутаты могут просто выйти из зала, тем самым срывая работу пленарного заседания. А то, что мы не слушаем оппозицию, это, мягко говоря, не соответствует истинной картине. Стоит только посмотреть количество принятых поправок, инициированных представителями всех партий, в том числе и по ключевому вопросу – формированию бюджета.
 
- Начало работы созыва совпало с приходом к власти президента Дмитрия Медведева. В 2009 году в своем Послании Федеральному Собранию он предложил ряд мер по реформированию региональных парламентов. Насколько они оказались действенны?
 
- Я думаю, что принятые меры заработают, возьмем предстоящие выборы, по результатам которых будет гарантировано присутствие в Ил Тумэне партий, набравших от 5 до 7%. Наибольшее волнение у нас вызвало предложение Медведева отрегулировать количество парламентариев, однако, при принятии окончательных границ, наше количество – 70 депутатов - оптимально подошло под количество избирателей: от 500 тысяч до 1 миллиона. Есть также другой показатель – число парламентариев, работающих на постоянной основе. Допустим, в Магаданской области таким образом задействованы только четыре депутата, а в истории якутского парламентаризма был и двухпалатный орган представительной власти. На последнем пленарном заседании мы приняли закон, согласно которому со следующего созыва на постоянной основе будут работать 19 человек, а не 25, как сейчас.
 
- В формате общения с избирателями какие нововведения применены этим депутатским корпусом?
 
- В этом созыве за основу мы взяли работу на местах в виде семинаров. Выезжает группа депутатов численностью от 3 до 5 человек, проводят встречи с депутатами районного и наслежного уровня, разъясняя те или иные нормы законодательства. Особенно востребованным данный формат оказался в вопросах местного самоуправления. Постепенная передача полномочий местным органам на местах – конечно же, верное и долгожданное решение, человек должен жить, самостоятельно решая свои проблемы, а не кивать все время на столичного «дядю».
 
- Население ждет от законодателей социально-направленных инициатив. Какие законы вы бы отметили в данной сфере?
 
 
- Четвертым созывом в целях поддержки социально незащищенных категорий граждан принято 85 законов. Из наиболее резонансных отмечу «О республиканском материнском капитале «Семья», «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения», а также принятый на последней сессии закон «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста».
 
- Как один из разработчиков новой системы выборов в Ил Тумэн, поясните, в чем заключаются положительные стороны?
 
- Во-первых, жизнь показала, что избрание по одномандатным округам является необходимостью. Что касается части, формируемой партийными списками, здесь, напротив, необходимы новшества, и отмечу, что «Единая Россия» первой начала эту реформу. Судите сами. Если раньше достаточно было попасть в первую «двадцатку» регионального партийного списка, то, считай, мандат Ил Тумэна в кармане. И не секрет, что практиковалось, грубо говоря, «заталкивание» своих. Этого не будет в будущем, если партийный список будет разделен на 35 региональных частей, куда, например, войдут единороссы, получившие наибольший кредит доверия у населения. Никаких привилегий здесь не будет, и данная система, на мой взгляд, по сравнению с предыдущей прозрачна, справедлива и нацелена на обновление.
Законопроект чьих-либо интересов не ущемляет, непонятно, почему оппозиция выступает против него. Кандидатам от «Единой России» как одномандатникам, так и списочникам, предстоит пройти как бы двойные выборы: народные выборы – «праймериз» по выявлению лучших кандидатов и сами выборы 8 сентября. Другие партии избегают такой практики.
 
- Также одна из жарких политических тем: как будет в будущем избираться глава республики – посредством прямых выборов либо через парламент? Какой вариант, предложенный федералами, выбран у нас?
 
- Ранее мы приняли закон, согласно которому первое лицо будет избираться посредством всеобщего тайного голосования населением, и не стали его менять в пользу парламентской схемы избрания.
 
- Каков ваш прогноз на партийное представительство в пятом созыве Ил Тумэна?
 
- Во-первых, что касается организации и проведения выборов, то многие избиратели будут в отпусках, на дачах и здесь возникнут определенные сложности. Уверен, что политических партий, движений будет представлено больше, чем сейчас, хотя бы потому, что при преодолении пятипроцентного барьера станет возможным сформировать мини-фракцию. На пороге 7% стоят, судя и по предыдущим выборам, и по опросам, ЛДПР, Аграрная партия, активно проявит себя «Гражданская платформа». В то же время, я думаю, во многом результат осенних выборов будет непредсказуем в плане личностного, профессионального присутствия, но в любом случае, хотелось бы, чтобы якутский парламент был представлен людьми с высоким потенциалом и большим желанием трудиться во благо своих избирателей.
 
Александра БУРНАШЕВА, парламентская газета "Ил Тумэн" 
 
Опубликовано: 4 марта, 2013 - 09:57
^ Наверх ^
X
Ошибка в тексте:
Сообщить об ошибке администратору? Ваш браузер останется на той же странице