Выступление народного депутата республики, Председателя постоянного комитета по делам семьи, детства, молодежи, физической культуре и спорту Сергея Сюльского 20 марта 2013 г. на заседании Уполномоченных по правам ребенка в рамках Всероссийской конференции "Современные механизмы защиты прав семей с несовершеннолетними детьми: лучший российский опыт".
Современные социально-экономические условия диктуют необходимость совершенствования содержания государственной семейной политики, отвечающей новым общественным условиям и направленной на улучшение качества жизни и семей, имеющих детей.
В целях повышения эффективности предоставления мер государственной поддержки семей с детьми, отдельные государственные полномочия Республики Саха (Якутия) в сфере государственной поддержки семей с детьми переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Реализация государственной семейной политики это не только вопрос федеральных, региональных органов государственной власти, но и органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) в пределах своих полномочий участвуют в реализации мер государственной поддержки семей с детьми и вправе осуществлять, в частности, ведение учета многодетных семей, мониторинг положений семей с детьми, в том числе многодетных семей, проживающих на территории муниципального образования, разработку и реализацию целевых муниципальных программ, направленных на улучшение положений семей с детьми на территории муниципального образования.
В соответствии с Законом республики «О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями», принятым в 2002 году, в целях эффективной реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий принят ряд законов Республики Саха (Якутия).
Так, в 2006 году принят Закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
- содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе полного государственного обеспечения в образовательном учреждении для детей-сирот;
- обеспечение выпускников всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приезжающих в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, бесплатным питанием и проживанием на период их пребывания в данных образовательных учреждениях;
- обеспечение выпускников образовательных учреждений, одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием;
- предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения с оплатой проезда к месту лечения и обратно;
- обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы; Финансовые средства на осуществление указанных полномочий предоставляются из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.
Данный закон постоянно совершенствуется, вносились изменения и дополнения в 2009, 2010 годах. На последнем пленарном заседании Государственного Собрания, состоявшемся 15 марта, нашим комитетом внесены дополнения в Закон, улучшающие положение детей – сирот, в части финансирования проведения ремонта жилья.
В осуществлении деятельности органами МСУ по опеке в 2008 году принят Закон "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству". В Закон вносились изменения и дополнения в 2009, 2010, 2011, 2012 годах.
Закон Республики Саха (Якутия) от 2006 года «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств» устанавливает, что размер ежемесячной компенсационной выплаты на содержание одного ребенка в семье опекуна (попечителя), приемной семье определяется в соответствии с установленными Правительством Республики Саха (Якутия) нормами питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием и фактическими ценами на указанные товары.
Органы МСУ законодательно наделены государственными полномочиями по осуществлению выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Финансовые средства на осуществление указанных полномочий предоставляются из федерального бюджета в виде субвенций. Нормативы финансирования устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).
Таким образом, в нашей республике, на муниципальном уровне создана и постоянно совершенствуется законодательная база в сфере защиты прав семей, имеющих детей, направленная на профилактику социального сиротства, поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей, воспитывающих приёмных детей.
Совершенствование нормативно-правовой базы на муниципальном уровне в сфере социальной поддержки семей с детьми, профилактики социального сиротства, создаёт правовые условия для улучшения положения семей и детей, реализации комплексных и государственных программ республики по улучшению положения семьи и детей, внедрения и популяризации семейных ценностей, повышения престижа семейного образа жизни, ответственного родительства среди населения республики.
Предлагаю внести ряд предложений в федеральное законодательство:
Перенос правовой и финансовой ответственности в сфере семейной политики с федерального уровня власти на региональный, дополнительные обязательства регионов по финансированию мер социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства при существующих ограничениях бюджетных средств в социальной сфере и неравенстве финансовых возможностей регионов приводят к тому, что цели и задачи государственной семейной политики в субъектах Российской Федерации реализуются неравномерно и часто не в полном объеме.
Возникает проблема разрыва единого социального пространства страны из-за различий в качестве и содержании мер государственной семейной политики в разных регионах при их формальном совпадении. Так, в связи с передачей федеральных полномочий субъектам Российской Федерации по назначению и выплате ежемесячного пособия на ребенка, размеры детских пособий устанавливаются субъектами Российской Федерации.
В соответствии с основными положениями региональной политики в Российской Федерации, одной из основных целей региональной политики в Российской Федерации является обеспечение равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов.
В этой связи, в целях обеспечения равной социальной защиты детей, семей, имеющих детей считаю необходимым рассмотрение вопроса о внесении в федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изменения в части отнесения данных полномочий к федеральным. При этом необходимо установить размер пособия на ребенка с привязкой к размеру прожиточного минимума на ребенка, действующего в регионе.
Также предлагаю рассмотреть вопрос о внесении дополнения в статью 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» об увеличении суммы материнского капитала вдвое при рождении двойни.
Успешная реализация государственной семейной политики – процесс, который требует постоянного внимания органов власти всех уровней. Он тесно связан с целым комплексом условий, которые определяют качество жизни населения и влияют на развитие человеческого потенциала в целом.
На данном этапе нужна консолидирующая, национальная идея.Вопросы социальной поддержки сирот, семей, имеющих детей являются актуальными для всех членов общества, вне зависимости от политических пристрастий, вероисповедания, социального положения. Они объединяют всех россиян.